"АиФ-Бурятия" беседует с художественный руководителем БГФ Натальей Улановой о фестивале "PIZZICATO"

30.03.2016
ЧАРЫ МУЗЫКИ
 
Уже в четвёртый раз в стенах Бурятской государственной филармонии пройдет фестиваль камерной музыки «PIZZICATO». Мероприятие необычное для нашего зрителя, но тем не менее завораживающее и влекущее  — и громкими именами музыкантов, и редко исполняемыми в Бурятии произведениями. Тем, с чего начинался фестиваль и на что стоит обратить внимание в этот раз, с «АиФ в Бурятии» поделилась художественный руководитель Бурятской государственной филармонии Наталья УЛАНОВА.
 
Не загонять в рамки 
 
Наталья Владимировна, расскажите, с чего начинался проект. Как пришла идея организовать фестиваль именно камерной музыки?  
- Для любой филармонии, и нашей в том числе, есть основополагающие… назовем их форматы. В XIX — начале XX века камерная музыка была распространена повсеместно. Люди музицировали дома, в гостях, на приемах и вечеринках. Но к концу прошлого века она во многом стала восприниматься широкой публикой как нечто малопонятное, предназначенное для узкого круга ценителей. Тем не менее это самый что ни на есть филармонический формат, в определенном смысле квинтэссенция музыки.
К тому же мы живём далеко от столицы страны и крупных городов, и у нас нет своего симфонического оркестра.  Как можно выйти из положения? Опираться на камерную музыку, на малые составы.
Именно в рамках фестиваля нам удаётся собрать артистов с громкими именами, звёзд классической музыки, известных всему миру, но, к сожалению, не нашей публике. Когда четыре года назад родился фестиваль, его участниками были музыканты, которые играют на струнных инструментах. Потому его и назвали «Пиццикато» (приём игры на струнных смычковых инструментах — прим. авт.). Но со временем решили не загонять себя в жесткие рамки, потому что камерная музыка может быть исполнена не только на струнных инструментах, но и, к примеру, на духовых и ударных.
- Есть ли некие критерии, по которым отбираются исполнители? 
- Безусловно, в рамках фестиваля есть устоявшиеся стандарты. Это обязательно струнный квартет, солист – скрипач либо виолончелист. В рамках нынешнего фестиваля впервые прозвучит вокальная музыка. Речь идёт о музыке Средневековья и Ренессанса. К нам приедет уникальный коллектив Московской филармонии «Мадригал» - в составе пяти вокалистов и музыкантов, играющих на старинных инструментах, как, например, виола да гамба, крумхорн и других, которых мы никогда здесь в Бурятии не слышали вживую. Как и все исполнители, работающие со старинным материалом, солисты «Мадригала» — настоящие исследователи. Они многое могут рассказать об истории европейской музыки. Оригинальная программа «Роковое Средневековье» будет представлена на сцене Бурятской филармонии 26 апреля. И программа, без сомнения, станет жемчужиной четвёртого «Пиццикато». 
 
Концерт как Событие 
 
- Какие ещё музыкальные изыски ожидают наших земляков? 
- В этом году в рамках фестиваля пройдёт четыре концерта. Открывает фестиваль 4 апреля дуэт Филиппа Копачевского и Александра Рамма. Это выдающиеся музыканты. Несмотря на молодой возраст – а им лишь по 23 года – они достигли невероятных высот в творчестве. У нас они выступят благодаря поддержке Министерства культуры России как участники программы «Звёзды XXI века». Про Филиппа Копачевского критики говорят, что «его рояль поёт», и он очень романтичный пианист. Александр Рамм занял второе место в XV конкурсе им. П. И. Чайковского среди виолончелистов (улан-удэнцы пристально наблюдали за этим конкурсом, потому что среди фаворитов изначально были Дмитрий Маслеев и Ариунбаатар Ганбаатар). Вообще говоря, все победители конкурса Чайковского входят в элиту классической музыки. И наша публика, уверена, по достоинству оценит возможность послушать лучших на сегодняшний день музыкантов страны, а может быть, и мира. Будут исполнены знаменитые произведения Прокофьева, Шумана, Листа, Грига.
11 апреля прозвучат произведения для струнного квартета. Мастерство игры составом, где каждый — одновременно и солист, и «оркестрант», где искусство взаимопонимания ценится выше, чем где-либо, представит Государственный струнный квартет имени М. И. Глинки, хорошо известный меломанам. 
25 апреля солист Бурятской филармонии замечательный альтист Владимир Ткаченко и пианист из Монголии Шаравцерен представят полную страсти и драматизма программу из произведений Баха, Шостаковича, Хиндемита и Бриттена.
 
«Свой» зритель
 
- Принято считать, что камерная музыка – достаточно «узкое» и специфичное направление в творчестве. Как вы думаете, за четыре прошедших года удалось ли заинтересовать бурятского зрителя?  
- Хотя это один из самых распространённых жанров в мире, однако, действительно, подобные концерты менее востребованы нашей публикой, по сравнению, скажем, с выступлениями симфонических оркестров. Чтобы полюбить камерную музыку, в ней нужно раствориться, услышать все оттенки и полутона, почувствовать, что движет музыкантом в эту секунду. Это как общение с артистом по душам, один на один. Филармонический концерт, в отличие от театра, не предусматривает зрелища – всё воспринимается лишь через слух. И я считаю, что за четыре года существования фестиваля нам удалось привлечь слушателей, которые понимают и любят камерную музыку. Сформировался сам бренд фестиваля. Многие приходят в филармонию в первый раз именно на «Пиццикато». И уже после они возвращаются к нам ещё и ещё. 
 
Митап ЦЫРЕНОВ. "АиФ-Бурятия"
Фото:  Александра ДАНИЛОВА, ИА UlanMedia: http://ulanmedia.ru
Наталья Уланова