Бадма-Ханда: «Я хочу, чтобы о бурятской культуре узнали во всем мире».

10.03 2017

22 и 23 марта в Бурятской государственной филармонии состоится очень необычный концерт: любимая многими певица Бадма-Ханда Аюшеева впервые исполнит бурятские песни под аккомпанемент известного джазового трио Алексея Подымкина из Москвы. Само название проекта «Бадма-Ханда и JAZZ» интригует и вызывает у зрителей разные эмоции: от удивления до огромного интереса. О том, что будет из себя представлять этот музыкальный эксперимент, как к нему готовится и какие надежды на него возлагает, мы узнали у самой Бадмы-Ханды.

- Бадма-Ханда, добрый день! Расскажите, пожалуйста, насколько неожиданным для Вас стало участие в подобном проекте, кто был его инициатором?

- К идее проекта мы пришли совместно с художественным руководителем Бурятской филармонии Натальей Улановой. Я давно хотела попробовать что-то новое, например, исполнить бурятские традиционные песни исключительно под аккомпанемент рояля. Я подумала, было бы здорово, если бы на сцене были бы только рояль и я. Наталья сказала мне, что в таком случае пианист должен быть джазовым. И мы подумали, почему бы не исполнить бурятские песни под джазовый аккомпанемент? И в это время, как раз, в филармонию с концертом приехал пианист Алексей Подымкин и его джазовое трио (Концерт в рамках проекта «Осень. Джаз. Вино» 11 ноября 2016 г. – прим.авт.). Мы попробовали с ним сделать импровизацию, я пела, а он тут же подобрал мелодию. Получилось очень красиво, необычно. Ему понравился мой голос, я дала ему диск с моими песнями, так мы решили попробовать вместе поработать.

- Я знаю, что сейчас Вы активно репетируете в Москве. Какое у Вас было первое впечатление от совместной работы с джазовыми музыкантами?

- Мне, как и Алексею, сразу же понравилось такое интересное звучание. Казалось, что вдруг совместилось несовместимое! И когда мы начали репетировать, стали работать индивидуально над каждой песней. Я рассказала музыкантам о каждой песне, о чем она, в чем ее смысл. Под какую песню люди плачут, а под какую – танцуют.

- Что для Вас джаз? Этот жанр Вам близок, есть любимые джазовые исполнители?

- Раньше эта музыка была для меня очень далекой и непонятной. Затем я стала слушать джаз по-немногу, полюбила Нину Симон. Стала пробовать учить песни, петь. Конечно мне, как народной бурятской певице, это не просто давалось, ведь чтобы хорошо исполнять джаз, нужно родиться в Америке. Но я поняла, что вся музыка основана на этнических мотивах, и поэтому в любом жанре можно найти что-то свое, родное.

- Кроме репетиций, как-то по-особенному готовитесь к новому проекту?

- Да, я сейчас беру уроки английского языка, потому что на концерте хочу исполнить три песни на английском. Это будут всем известные композиции. А также беру уроки джазового вокала. Довольно непросто работать над этим, ведь народное пение совсем другое, с мелизмами. Но я стараюсь, очень хочу добиться хорошего звучания и произношения.

- Какие у Вас ожидания от концертов в Улан-Удэ? Как, Вы думаете, воспримет этот эксперимент наша публика?

- Я очень волнуюсь, молюсь, чтобы все хорошо получилось. Думаю, что меня в этом эксперименте все поймут и поддержат. Надеюсь, никто не будет думать, что я хочу «испортить» народные бурятские песни, наоборот – я хочу представить их в таком качестве, чтобы во всем мире наша культура стала понятна и известна. Ведь это не одноразовый проект. Моя цель – пропаганда бурятской культуры, а при помощи джазового оформления бурятские песни проще донести до людей по всему миру. С этим проектом можно смело выступать в разных городах и странах. Поэтому я бы хотела, чтобы зрители правильно воспринимали то, что мы делаем, поддержали нас. Хотя, конечно, я открыта к конструктивной критике. Но могу пообещать, что сочетание джаза и бурятской песни, которое услышат зрители филармонии – это непривычное, но очень красивое звучание, которое трогает душу.

Беседовала Анастасия Рожкова.
Автор фото - Наталья Уланова.