Пианист буги-вуги из Германии дал зажигательный концерт в Улан-Удэ

06.03 2020

Генеральный консул ФРГ играл с ним в четыре руки.

3 марта в Улан-Удэ в концертном зале Колледжа искусств им. П. И. Чайковского состоялся концерт известного пианиста и композитора из Германии Акселя Цвингенбергера, исполняющего и сочиняющего с тилях буги-вуги и блюз. Буги-вуги, ставший впоследствии основой для рок-н-ролла, был популярен около ста лет назад.

Будучи танцевальной развлекательной музыкой, буги-вуги исполняется непременно на фортепьяно. Второе рождение это раннее направление джаза получило в 1970-е годы, в том числе благодаря нынешнему гостю столицы Бурятии - Акселю Цвингенбергеру.

«Это самая жаркая музыка, исполняемая на черно-белых клавишах», - объявил со сцены генеральный консул ФРГ в России Петер Бломайер, приехавший в Улан-Удэ из Новосибирска. Именно стиль буги-вуги послужил одной из основ, на которой в 1950-е годы родился рок-н-ролл.

Приезд генерального консула совсем не случаен: будучи сам пианистом буги-вуги, он в 70-е годы способствовал приходу Цвингенбергера в большие концертные залы.

После окончания концерта, зрители получили возможность пообщаться с маэстро в фойе колледжа. Они всё больше фотографировались с ним на память, а жена музыканта тем временем стояла у столика, на котором были разложены диски с записями Цвингенбергера (всего он выпустил 29 альбомов). С ней и удалось поговорить на английском языке. Она пояснила, что Аксель с 1960-х годов начал слушать пластинки с записями буги-вуги 20 - 30-х годов, с 17 лет стал исполнять композиции в этом стиле. «Дух буги-вуги вселился в меня», - признался Цвингенбергер со сцены. Вскоре, по словам его жены - с 1970-х годов, он стал сам сочинять композиции в стиле буги-вуги. Как объяснил консул еще перед началом концерта, в то время Аксель играл в «очень темных ресторанах на старых расстроенных пианино». Консул тогда и познакомился с ним. Теперь известный композитор буги-вуги и блюза, Цвингенбергер провел 4 тысячи концертов на четырех континентах.

Расцвет буги-вуги пришелся на конец 1930-х годов, Цвингенбергер назвал имена трех самых известных чернокожих композиторов и исполнителей буги-вуги того времени: Пит Джонсон, Альберт Аммонс и Мид Лакс Льис.

Знаменитый Глен Миллер и другие знаменитые джазовые музыканты «все играли эту музыку».

Кроме стиля музыки буги-вуги известен танец буги-вуги, появившийся в конце 1940-х годов, который танцуют под рок-н-ролл.

Аксель Цвингенбергер по ходу концерта вставал из-за рояля и через переводчицу давал интересные комментарии к исполняемым пьесам – как он называл композиции в стиле буги-вуги и блюз. Он исполнял подряд две пьесы: первую объявлял перед началом игры и после ее окончания без перерыва играл еще одну пьесу, о которой рассказывал по ее окончании.

Звучали знакомые композиции Аммонса и Мида Лакса Льиса и немало авторских пьес, сочиненных в стиле буги-вуги. С начала концерта одна маленькая зрительница концерта,

пришедшая на концерт с братом и мамой, встала и довольно долго пританцовывала под фортепиано Цвингенбергера - девочка прекрасно уловила танцевальный характер музыки.

Он не раз сравнивал звучание буги-вуги с движением поезда. По словам Цвингенбергера, само звучание буги-вуги имитирует движение поезда. Во многом это не случайно. Ведь один из корифеев жанра – Мид Лакс Льюис вырос у вокзала в Чикаго: когда локомотив проходил мимо, весь дом сотрясался, звенела вся посуда в нем – а локомотивов было много. Поэтому появилась композиция Хонки-Тонк Трэйн Блюз (Honky-Tonk Train Blues). Хонки-тонк - так в США называют забегаловки – Аксель назвал их пивнушками. Итак, блюз посвящен «диким пивнушкам и железной дороге».

Также Аксель заметил, что для буги-вуги и для регтайма – этих ранних джазовых стилей характерно, что пианист левой рукой поддерживает ритм на басовых клавишах. Потом в других стилях музыки эта работа была переведена на ударные и бас-гитару. Но старые пианисты отличаются тем, что левой рукой отбивают ритм. Альберт Аммонс известен своей игрой левой рукой: «Бас играет по сумасшедшему», признался Цвингенбергер.

Ведь и сама история буги-вуги началась, когда в начале ХХ века в дешевые закусочные хонки-ток вместо дорогих оркестров нанимали всего одного пианиста, который своей игрой заменял оркестр или, по крайней мере, ансамбль.

В одной из пьес я расслышал звуки классического джаза 20-х годов. По ее окончании пианист объяснил: «Прозвучало еще одно известное произведение, находящееся посередине между свингом и регтаймом и для него характерны прыгающие басы». Это страйд с блуждающим басом. Остается добавить, что страйд - тоже фортепианный джазовый стиль, развившийся из регтайма с добавлением классических элементов, и получивший название гарлемский шагающий, так как левая рука, играющая басы, более двигается – «шагает» по клавиатуре; при этом используется блуждающий бас – постепенная равномерная игра басом, ритмически похожая на шагание при ходьбе. А свинг 30-х годов, пришел на смену джазу 20-х и отличался большим количеством музыкантов, играющих на духовых инструментах.

Также композитор знакомил улан-удэнскую публику со своими новыми произведениями. Например, одна пьеса была названа Цвингенбергером вполне по-современному: «Е-mail special».

Пьесу «Маленькая Ева» Аксель посвятил своей дочери. Следующие свои две пьесы Аксель охарактеризовал так, «Это моя сводка погоды». И в самом деле, первая из них называется «Снежинки танцуют». «А следующая пьеса – полная противоположность и называется «На жаре».

Также Аксель исполнил одну пьесу Джорджа Гершвина.

В очередной пьесе «Грохочущий поезд» можно было уловить грохот проносящегося мимо состава, как его вагоны идут друг за другом, а под конец – постепенно смолкает гул уходящего поезда.

Последние на концерте композиции Аксель играл с возросшим воодушевлением: быстрая игра. оживленное мелькание его рук по клавишам рояля. Эта действительно жаркая музыка надолго запомнилась улан-удэнцам, пришедшим в этот мартовский, но еще почти по-зимнему холодный вечер в концертный зал колледжа!

Выступление маэстро длилось более двух часов. По окончании Аксель встал из-за рояля, к нему подошел генконсул. Наверное, многие ждали игры на бис. И композитор не обманул ожиданий и предложил: «Не сыграть ли еще?» Публика восторженно поддержала это решение, и вот Аксель снова за роялем. Консул садится рядом и начинает играть с ним в четыре руки – так они исполнили две пьесы в неистовом ритме буги-вуги.

Также Аксель поделился с публикой своими хобби: собирает коллекцию железнодорожных вагонов и фото старых вагонов ночью и в тумане.

- Улан-Удэ – город железной дороги, находится на Трансибе. Это самое лучшее время, когда звучит буги-вуги и поезд едет из Улан-Удэ в Иркутск», - сказал напоследок Аксель Цвингенбергер.

Гастроли Акселя состоялись в рамках Года Германии и в России благодаря холдингу «РАТМ» и его президенту Эдуарду Тарану и, конечно же, благодаря Бурятской государственной филармонии.

 

Автор - Алексей Гергенов.