В Бурятской филармонии постмодернистски переработали музыку последних пятисот лет

27.09 2016

26 сентября в рамках проекта "ИНДИ-классика" в Бурятской филармонии прошел революционный для отечественной филармонической практики концерт. Пианист Андрей Коробейников, композитор и электронщик Станислав Маковский и ударник Петр Осколков впервые показали российскому зрителю проект «500 лет импровизации: рояль vs электроника». Созданная для продвинутых европейских фестивалей программа нашла своего зрителя на родине музыкантов, но, что интересно, не в модном столичном клубе, а в академическом концертном зале где-то на юге Сибири. Во что вылились музыкальные поиски, рассказывает Андрей Коробейников.   

— Началось все с того, что я поделился со своим другом Станиславом Маковским идеей программы. Хотелось взять очень яркие импровизационные произведения — такие, где кажется, что композитор просто записал свою импровизацию и не думал о форме. Например, такова фантазия Бетховена опус 77. Ее редко играют, может быть по этой причине. Композитор здесь как будто бы записал свои поиски: что-то бросает, что-то пробует. Очень импровизационное произведение Фрескобальди — двенадцать партит на арию Руджеро. Дух импровизационности потрясающе выражен в хроматической фантазии и фуге Баха, несмотря на то, что сама фантазия выстроена почти математически. В чем-то Бах предвосхитил Шёнберга, потому что здесь мы теряем ощущение тональности. Я попросил Станислава Маковского написать фантазию из XXI века.  Но он предложил другой вариант: импровизировать с помощью электроники на материале, который играю я. Сам я стараюсь не отходить от текста, хотя там, где это необходимо, я тоже импровизирую, например, выхожу за пределы тональности в «Лунной» сонате Бетховена.

С этой программой мы выступали трижды: дважды на фестивалях во Франции и один раз в Австрии. Но поскольку для электронной импровизации используется только материал, записанный с рояля, получается несколько однообразный тембр. Чтобы разнообразить звук, мы пригласили другого моего друга — барабанщика Петра Осколкова.

— Во время концерта я записываю звучащий рояль и барабаны и с помощью специального оборудования импровизирую с этим звуком, — поясняет Станислав Маковский. — Всё происходит в режиме реального времени, каждое исполнение не похоже на предыдущие. Иногда мы играем в некую перекличку — один музыкант подает фразу, другой на нее отвечает. Иногда импровизируем одновременно, т. е. звуки инструментов накладываются друг на друга.  

Музыканты подчеркнули, что концерт 26 сентября в Улан-Удэ стал первым в России исполнением их программы. Но если в Париже и Лондоне на подобные концерты приходит довольно узкий круг ценителей электроники, то в данном случае концерт привлек зрителя не столько посвященного в тонкости акустических технологий, сколько жаждущего новых впечатлений и ощущений. Того и другого московские исполнители предоставили в избытке.

— Тут есть две стороны, — отмечает Андрей Коробейников. — С одной стороны, наша программа это «игра в бисер»: импровизация как интеллектуальная игра. Но в процессе работы я обнаружил, что при наложении электронной музыки некоторые произведения раскрываются иначе. Но, конечно, такие наложения должны попадать в яблочко. Каждая эпоха открывает для себя заново те или иные произведения. Мы все очень любим классическую музыку, и думаю, что наш «коллаж» никогда не ударит по классическим произведениям, а будет только их раскрывать с новой стороны. Например, мне сейчас хочется играть финал фантазии до минор Моцарта в космическом духе, я в этот момент слышу какой-то космический шум. Электроника в данном случае усилит мой — уже постмодернистский — ассоциативный ряд. Понятно, что эта музыка вечна, но в том и прелесть исполнительского искусства — оно в состоянии передать, что написанная когда-то музыка говорит в данный момент через конкретных исполнителей.

Беседовала Екатерина ГУДКОВА.

Фото Натальи УЛАНОВОЙ.