"Голос кочевников". МузЭнергоТур: Alysma (Франция)

13 Июль 13:00

Alysma — творческий союз, основанный на импровизационном прочтении флейтистом Патриком Рудоном композиций, создаваемых преимущественно исполнителем на древнем инструменте никельхарпа Алёшей Реньяром.

Эти инструментальные пьесы, близкие по своему построению к традиционной песенной форме, вдохновлены весьма разнообразным фольклорным наследием (территорий от Балкан до Индии), но в первую очередь строятся на принципах барочной и средневековой музыки. Воздушные, сбалансированные, оставляющие пространство для трактовки и размышлений, они позволяют двум большим французским мастерам по-новому открывать то, что сегодня обобщённо называют «старой европейской музыкой». Но термин этот не до конца точен: пусть «старая» по общему впечатлению, музыка эта на самом деле рождена сегодня и проникнута всеми мыслимыми современными влияниями. Достаточно сказать, что время от времени к трио присоединяется, кардинально меняя звучание и настроение, перкуссионист-виртуоз Кеван Чемирани, специализирующийся на иранской традиции.

Как всё это может объединяться воедино? Оказывается, весьма органично, если не смотреть на Alysma как на очередных реставраторов и проанализировать специфику их музыки чуть глубже. Например, тот уникальный инструмент, на котором играет Реньяр (а самое его имя Алёша, прописанное в паспорте, тоже свидетельствует о весьма разнообразных корнях создаваемого искусства), не имеет отношения ни к французской, ни даже к славянской культуре. Никельхарпа в том виде, в котором она используется Реньяром — инструмент скандинавского и даже конкретно шведского происхождения,  хотя некоторые предшественники её существовали в XIV веку и в Германии; она удивительным и необычным образом комбинирует использование струн, смычка и клавиатуры. Немудрено, что столь противоречивый по своему функционалу и происхождению инструмент рождает и очень нестандартную музыку — особенно с учётом того, что профессионально Реньяр обучался игре на классической скрипке, а никельхарпу осваивал интуитивно…

Что касается Патрика Рудона, то он использует преимуществе индийскую флейту бансури и классический европейский инструмент, модель которого была сформирована ещё в 1790 году. Рудон — музыкант-универсал, выпускник Парижской консерватории и Королевской Гаагской консерватории, исполняющий и классическую музыку, и джаз. Помимо концертирования, он преподаёт раннюю музыку в консерватории Отёна, древнего города во французской Бургундии.