Государственный казачий ансамбль песни и танца "Ставрополье" | 6+

18 Сентябрь 18:30

Творчество государственного казачьего ансамбля песни и танца «Ставрополье» уходит в местные народные песенные и танцевальные традиции. Этот богатейший сплав придаёт ансамблю неповторимый колорит.

Коллектив является своего рода визитной карточкой края в России и за рубежом, участник престижных фестивалей: Дипломант XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве, обладатель Большой Золотой медали Всемирной ярмарки в Бухаресте (Румыния), Лауреат Премии Правительства РФ в области культуры.

Важное направление репертуара ансамбля - песни и хореографические постановки военных лет.

В репертуаре ансамбля песни и хореографические постановки, посвящённые событиям героического времени: «Когда мы были на войне», «Баллада о хлебе», «Любо мне, когда Дон разливается», хореографическая композиция «Памяти павшим» и др.

Большинство вокальных произведений на эту тему – это песни-воспоминания, песни-раздумья, песни-память. В них рассказывается о далёких походах, о возвращении солдата на Родину, о боевых друзьях-однополчанах, о фронтовой дружбе.

Вместе с тем, ансамбль «Ставрополье» - единственный коллектив в России, чей репертуар насчитывает танцы всех казачьих этнических групп. Концертные программы коллектива включают в себя подлинные образцы казачьих песен и танцев унаследованных от отцов и дедов и переданных из поколения к поколению.

Репертуар хоровой группы ансамбля делится на две группы: мужские - военно-походные и женские - лирические, обрядовые, плясовые. Казачья песенная традиция сложилась из казачьей и общерусской культуры. Истинно казачьими, определяющими лицо казачьей культуры, считаются песни мужской традиции. Это строевые и походные, протяжные, лирические, в том числе исторические с военно-бытовыми сюжетами, отражающие отношения казаков к критическим, поворотным событиям российской истории, к судьбе военного человека, ведущего походный образ жизни. Вокальное исполнение сопровождается ритмическим узором ударных и движениями характерными для терского казачества. В то же время исполнению женской вокальной группы характерно мягкое грудное звучание с богатым тембровым колоритом. Лирические песни сменяются яркими, шуточными, плясовыми, свадебными, обрядовыми.

Вокально-хореографические композиции, построенные на материале терских казаков, восходят к истории появления их на Кавказе. Сольный мужской танец отличается виртуозностью, экспрессией невероятной по сложности акробатикой, рассказывает о воинах в совершенстве владеющих саблей и пикой. Номера, поставленные на материале терской казачьей лезгинки, в полной мере раскрывают выразительность и красоту музыкальной культуры рождённой в суровой горской мужской воинской традиции. Танцы терских казаков во многом напоминают динамические пляски соседних народов чеченцев, ингушей, осетин. Всё это ещё раз подчёркивает неразрывную связь, совместное развитие культуры казаков и многочисленных народов и народностей Кавказа и России. Казаки постоянно вели войны и в их воинственных танцах присутствуют движения «линейного» характера, например, «Казачий пляс», в котором показан воинский дух, доблесть, героизм, воспроизводится сцена боя.

Особое место в репертуаре ансамбля занимает «Некрасовский блок». Историческая и художественная уникальность культуры казаков-некрасовцев не знает аналогов в мировой культуре. Более 200 лет прожили на чужбине потомки донского казака Игната Некрасова, одного из руководителя Булавинского восстания. Спасаясь от царского преследования, они в 1740 году эмигрировали в Турцию. И через века пронесли верность родному языку, обычаям, ритуалам и одежде «игнатовских» (некрасовских) казаков. Казаки-некрасовцы, проживающие в Ставропольском крае вернули нам огромные культурные ценности – сказки и предания, исторические, крыловые, ночные, беседные, плясовые песни, народные игры, музыку, искусство крюкового пения, материальную культуру. На материале песенно-этнографического творчества казаков-некрасовцев построено отделение программы: «Марусенька пшанищеньку жала», «Садила баба лук, чеснок», «Бабичи», «Я пущёщики вязала», «Некрасовские вечерушки» и т.д.