Виртуальный концертный зал: прямая трансляция концерта к 100-летию Георгия Свиридова | 6+

31 Октябрь 17:00

Концерт Московской государственной филармонии из зала им. П. И. Чайковского в общероссийской прямой трансляции.

В рамках московского филармонического абонемента № 6 «Московская филармония — филармониям России. Субботние дневные симфонические концерты с трансляциями в филармонии России».

В программе:

Свиридов

(к 100-летию со дня рождения)

"Время, вперед!" - финал сюиты из музыки к одноименному кинофильму

"Маленький триптих"

Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина "Метель".

Исполняет Большой симфонический оркестр им П. И. Чайковского под управлением Владимира Федосеева.

 

Георгий Васильевич Свиридов (1915–1998) — советский и российский композитор, пианист. Широко известны его сюита «Время, вперёд!», ставшая темой заставки программы «Время», и музыка к кинофильму «Метель». Среди шедевров Свиридова, вошедших в золотой фонд исполнительского искусства, вокальный цикл на стихи С. Есенина «Отчалившая Русь», кантата «Снег идет» на стихи Б Пастернака, многочисленные романсы и произведения для камерных ансамблей. Известный советский музыковед Людмила Полякова пишет: «Важная особенность свиридовского искусства — его «сверхисторичность». Оно — о России в целом, охватывая ее прошлое, настоящее и будущее. Композитор всегда умеет подчеркнуть самое существенное и неумирающее».

Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского основан в 1930 году как первый симфонический оркестр Советского Союза. Он не раз доказывал свое право называться одним из лучших оркестров мира — право, завоеванное историей, тщательнейшей работой у микрофонов и интенсивной концертной деятельностью.

Высокая репутация оркестра в мире — результат плодотворного сотрудничества с замечательными русскими дирижерами: А. Орловым, Н. Головановым, А. Гауком, Г. Рождественским. БСО доверяли первое исполнение своих сочинений Н. Мясковский, С. Прокофьев, А. Хачатурян, Г. Свиридов, Д. Шостакович, Б. Чайковский. С 1974 года и по сей день бессменным художественным руководителем и главным дирижером коллектива является Владимир Федосеев.

В летопись оркестра вписаны имена дирижеров: Л. Стоковского и Г. Абендрота, Л. Маазеля и К. Мазура, Е. Мравинского и К. Цекки, солистов прошлого: С. Рихтера, Д. Ойстраха, А. Неждановой, С. Лемешева, И. Архиповой, Л. Паваротти, Н. Гяурова, а также современных исполнителей: В. Третьякова, П. Цукермана, Ю. Башмета, О. Майзенберга, Е. Леонской, А. Князева. В свое время именно Владимир Федосеев и БСО открыли миру имена Е. Кисина, М. Венгерова, В. Репина. И сейчас оркестр продолжает сотрудничать с лучшими солистами разных стран. В сезоне 2014/15 в сопровождении оркестра выступили такие известные музыканты, как Денис Мацуев, Вадим Репин, Андрей Коробейников, Елизавета Леонская, Андрей Баранов, Рудольф Бухбиндер, Мичи Кояма, Арабелла Штайнбахер, Лоран Корсиа, Михаэль Фолле.

В 1993 году оркестру было присвоено великое имя Петра Ильича Чайковского — за подлинную, глубокую интерпретацию его сочинений.

Записи огромнейшего репертуара оркестра от Моцарта, Бетховена, Чайковского, Брамса, Малера до современной музыки выпущены фирмами Sony, Pony Сanyon, JVC, Philips, Relief, Warner Classics &Jazz, «Мелодия».

В перечне стран, в которых выступал Большой симфонический оркестр, отражена едва ли не вся карта мира. Но важнейшим направлением деятельности БСО являются концерты в городах России – Смоленске и Вологде, Череповце и Магнитогорске, Челябинске и Сарове, Перми и Великом Новгороде, Тюмени и Екатеринбурге. В репертуаре оркестра — монографические циклы, проекты для детей, благотворительные мероприятия, а также концерты, объединяющие музыку и слово. Наряду с выступлениями в крупнейших залах мира БСО продолжает вести активную просветительскую деятельность, организуя вечера музыки в Третьяковской галерее и МГУ имени М. В. Ломоносова.

В 2014 году БСО им. П. И. Чайковского и Владимир Федосеев отметили сорокалетие творческого союза. В прошедшем сезоне оркестр выступил в Золотом зале Musikverein (Вена), Royal Festival Hall (Лондон), Konzerthaus (Берлин), Испанском зале Пражского града; представил юбилейные программы, посвященные 70-летию Победы в Великой Отечественной войне; провел фестиваль к 175-летию П. И. Чайковского, концерты к 100-летию Г. Свиридова, 90-летию В. Рубина, 90-летию А. Эшпая, 80-летию В. С. Попова; выступил на торжественном открытии XV Международного конкурса имени П. И. Чайковского.

 

В сезоне 2015/2016 Большой симфонический оркестр отмечает 85-летие, и к этой дате оркестром были подготовлены роскошные концертные программы, которые будут представлены как в главных московских концертных залах (Большой зал Консерватории, Концертный зал имени П. И. Чайковского), так и за рубежом — в Цюрихе, Равелло, Гронингене, Эйндховене, Кёльне, Клагенфурте, Вене, Франкфурте, Утрехте, Дюссельдорфе, Гамбурге. В концертах, посвященных 85-летию БСО, принимают участие пианисты Михаил Плетнёв, Борис Березовский, Вадим Холоденко, Джон Лилл, Вадим Руденко, Николай Луганский, Андрей Коробейников, Валентина Лисица, Клара Мин, Катя Сканави; скрипачи Вадим Репин, Алена Баева, Юлиан Рахлин, Дмитрий Ситковецкий, Никита Борисоглебский, Иван Почекин; виолончелисты Аурелин Паскаль, Александр Князев. Помимо художественного руководителя Владимира Федосеева с Большим симфоническим оркестром выступят дирижеры Гинтарас Ринкявичюс, Валерий Платонов, Игнат Солженицын, Фредерик Шаслен, Пьер Карло Орицио, Эрнест Хотцл, Штефан Владар.

 

Владимир Федосеев родился в Ленинграде. Музыкальное образование получил в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (ныне Российская академия музыки имени Гнесиных) и в аспирантуре Московской консерватории имени П. И. Чайковского (класс профессора Лео Гинзбурга). Карьеру симфонического дирижера начал в оркестре Ленинградской филармонии по приглашению Е. А. Мравинского. В Ленинграде состоялся и дирижерский дебют Владимира Федосеева — в Государственном академическом театре оперы и балета имени С. М. Кирова (Мариинском театре), где им была поставлена «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова.

В восьмидесятые и девяностые годы в парижском зале «Плейель» под управлением Владимира Федосеева были представлены в концертном исполнении оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова и «Алеко» С. Рахманинова. В исполнении Международного фестивального хора и выдающихся солистов Кэрол Ванесс, Флоренс Квивар, Лучано Паваротти, Роберто Скандуцци в Осло, Стокгольме и Мюнхене прозвучал «Реквием» Дж. Верди. Кроме того, в это время дирижером были осуществлены постановки опер и балетов в крупнейших театрах Европы: Ла Скала («Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова, 1988; «Пиковая дама» и «Спящая красавица» П. Чайковского, 1989), Венской опере («Кармен» Ж. Бизе, 1993; «Борис Годунов» М. Мусоргского, 1994; «Волшебный мандарин» Б. Бартока, 1995), цюрихском «Opernhaus» («Жизнь за царя» М. Глинки, 1996; «Демон» А. Рубинштейна, 1999; «Аттила» Дж. Верди, 1998). Сотрудничество с крупнейшими театрами продолжается и сегодня: в декабре 2014 и январе 2015 года Владимир Федосеев дирижирует в новом спектакле Ла Скала — новогодней постановке балета «Щелкунчик» П. Чайковского (хореограф — Начо Дуато).

Имя Владимира Федосеева связано со многими оркестрами мира. Он — первый приглашенный дирижер оркестра Токийской филармонии (с 2000); приглашенный дирижер оркестра Баварского радио (Мюнхен), Национального филармонического оркестра французского радио (Париж), Симфонического оркестра финского радио, Берлинского симфонического, Дрезденского филармонического, оркестров Штутгарта и Эссена, Кливленда и Питтсбурга. С 1997 по 2006 год Владимир Федосеев являлся главным дирижером Венского симфонического оркестра, и это десятилетие вошло в историю коллектива триумфальными гастролями по странам центральной Европы, азиатскими турне по Японии, Китаю и Филиппинам; циклом «Все симфонические произведения Бетховена», завершившимся 1 января 2000 года исполнением «Торжественной мессы» Бетховена.

При всем многообразии творческой деятельности центральное место в жизни Владимира Федосеева, безусловно, занимает Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, художественным руководителем и главным дирижером которого он является уже более четырех десятилетий. За эти годы Владимир Федосеев сформировал особенный, узнаваемый почерк, принесший БСО международную известность, организовал с оркестром множество премьер сочинений современных композиторов, постоянно развивая творческие контакты с русскими и западными авторами: в начале карьеры — с Д. Шостаковичем и Г. Свиридовым, позже — с Ф. Роузом (США), Кш. Пендерецким (Польша), Р. Сёдерлиндом (Норвегия), В. Рубиным и Р. Леденёвым (Россия).

Одними из первых крупных работ дирижера с БСО стали концертные постановки, а также записи в фонд радио и на пластинки опер «Сельская честь» П. Масканьи, «Черевички» П. Чайковского, «Снегурочка» и «Майская ночь» Н. Римского-Корсакова. Многие записи Владимира Федосеева — в числе которых все симфонии Л. Бетховена, симфонии П. Чайковского, Г. Малера и С. Танеева — становились бестселлерами. Пластинки с записью оперы «Майская ночь» получила приз «Золотой Орфей» французской академии грамзаписи «Шан дю Монд» и была признана лучшей оперной записью 1976 года. В дискографии дирижера также представлены все симфонии И. Брамса, выпущенные фирмой Warner Classics & Jazz, симфонии Д. Шостаковича, изданные в Японии компанией Pony Сanyon.

Владимир Федосеев — обладатель множества премий и наград, среди которых: Серебряный приз телерадиокомпании «Асахи» в Японии (за программы, включающие сочинения П. Чайковского и Д. Шостаковича), орден «За заслуги перед Отечеством» (IV, III и II степеней), орден Святого Владимира, орден преподобного Сергия Радонежского I степени, Серебряный крест Австрийской республики и орден «Почетного Креста I степени» за заслуги в культуре Австрии, золотая медаль Международного общества Густава Малера. В марте 2013 года дирижер получил в Праге Европейскую премию «Треббия» за творческую деятельность. А в октябре 2013 года в Кремле президент Российской Федерации В. В. Путин наградил маэстро орденом Почета.

«Успех пришел к Владимиру Федосееву естественно, как к человеку выдающегося дарования, много сделавшему для большой музыки и имеющему настоящую творческую жизнь», — писал о дирижере композитор Борис Чайковский. А Тихон Хренников отмечал: «Дирижерское дарование — совершенно особый род музыкального таланта. Как у певца, у дирижера должен быть свой “дирижерский голос”. Федосеев — счастливый обладатель такого голоса. Воля руководителя, темперамент артиста, пластика жестов — во всем слышится этот ясно звучащий дирижерский голос».