Центральная газета: Чем привлек Петра Налича наш город?
ПЕРВЫЙ РОССИЙСКИЙ МУЗЫКАНТ, КОТОРЫЙ ОБРЕЛ ПОПУЛЯРНОСТЬ БЛАГОДАРЯ ИНТЕРНЕТУ, УЧАСТНИК "ЕВРОВИДЕНИЯ-2010" ВЫСТУПИЛ В УЛАН-УДЭ
«Если мне нравится песня, то я ее просто беру, выучиваю и исполняю», - говорит Петр Налич |
Петр Налич стал звездой в 2007-м, когда его клип на его же музыку, снятый на мобильный телефон, за месяц посмотрели 70 тысяч человек. Композиция «Guitar» была признана лучшей песней Рунета 2007 года по версии российских СМИ. Дальше – больше. В 2010-м Музыкальный коллектив Петра Налича (сокращенно МКПН) представлял нашу страну на Евровидении. Ребята заняли тогда лишь 11 место, но довольно громко отметились на всю Европу.
Свой стиль они называют "веселые бабури". Это музыка для молодой интеллигенции, в которой есть, пожалуй, все: ум и талант, яркость и интеллект, а главное, Налич, архитектор по образованию, удивительным образом отличается от попсовых пустышек. В его стиле, ярком и одновременно лиричном, мирно соседствуют балканские мотивы, романсы, баллады и классика.
Мы очень рады, что нас пригласили на этот замечательный фестиваль «Голос кочевников». Потому что ощущение кочевания, движения постоянного куда-то – это то, чего нам веем сегодня часто не хватает в жизни. Я и сам стараюсь постоянно куда-то двигаться, стараюсь видеть что-то новое, стараюсь не стоять на месте», – говорит Петр Налич
Перед своим концертом Петр Налич рассказал «Центральной газете», почему принял приглашение на фестиваль «Голос кочевников», и что такое «веселые бабури».
- Петр, мы рады приветствовать вас в Улан-Удэ. Вы прилетели утром, что успели увидеть?
- Я, конечно же, очень хотел посмотреть Байкал, это очень важный природный объект на теле Земли, который очень хочется посмотреть, посидеть рядом, полюбоваться, может быть, даже искупаться, если хватит воли. К сожалению, сегодня не успели, но в следующий раз - обязательно. Успел увидеть в вашем городе потрясающую деревянную архитектуру конца 19 - начала 20 века, которая кое-где находится в хорошем состоянии. Говорю, как архитектор: это очень ценно, потому что во многих сибирских городах деревянная архитектура сохранилась, но не везде, к сожалению, за ней ухаживают, и не везде ее ценят. А здесь видно, что ее ценят, дома отреставрированы, и это просто радость и счастье для меня.
- Вы приехали на этнофестиваль. Говорит ли это о том, что вы имеете прямое отношение к этномузыке?
- Не могу сказать, что все, что я делаю – это этномузыка, потому что этномузыка – это отдельное больше направление в мировой музыке, определяющееся какими- то факторами, и обычно ею занимаются люди, которые ищут именно аутентичное звучание аутентичных инструментов, каких-то голосовых моментов. В случае нашего коллектива это, скорее, производное от этномузыки, это вариации на тему, это материал, которым мы вдохновлялись, но это ни в коем случае не чисто этническая музыка.
- Тогда расскажите о своем стиле «веселые бабури», и о том, почему вы называете свой английский карикатурным?
- На самом деле, не везде он карикатурный, а где-то он с какими-то звуковыми, ритмическими сочетаниями. Мы считаем, это хорошо - чтобы английский был таким схематичным, потому что никогда не было задачи сделать песню на английском языке, или на французском. Просто естественным образом какие-то фразы ложились на эту музыку именно на околоанглийском языке. Где-то этот английский язык приходилось искажать, морфировать, добавлять в него какие-то слоги, звуки, которых там нет, просто потому что ритмически, музыкально и фонетически казалось, что так лучше. Все очень просто.
- Это и есть бабури?
- Нет, бабури – это все, что вращается вокруг своего глаза (смеется). Я и мои друзья всегда совершенно разную музыку слушали, и она всегда нравилась, хотелось играть ее, петь. При этом не хотелось зацикливаться в каком-то одном жанре и оставаться в нем, хотелось прыгать из жанра в жанр. Потому что иногда хочется спеть рок-н-ролл, иногда протяжную казачью песню, иногда что-то вообще странное и непонятное. Это long question, как говорится. Могу сказать только – послушайте эту песню, и вы все поймете.
- В рекламном ролике фестиваля была видеозапись вашего исполнения «Нiч яка мiсячна». Это достаточно редкое исполнение. И это любимая песня многих людей… Каким образом вы формируете свой репертуар, как отбираете песни?
- Судя по тому, как вы произнесли это название, вы так же, как и я, не говорите по-украински. Просто так сложилось, что у меня есть четверть украинской крови, как, впрочем, и у многих русских. Не могу сказать, что я какую-то отдельную тягу к украинским песням испытываю, просто с детства их много знаю, очень люблю, пытался их петь, изображая украинский язык, произношение пытаюсь корректировать. В общем, это ровно точно также, как и другие народные песни: хочется петь какие-нибудь португальские, Кабо-Верде знаменитые песни… Короче говоря, если мне просто нравится песня, я ее выучиваю и пою.
- А сегодня «Нiч яка мiсячна» прозвучит для зала?
- Ой, я не знаю. Если попросит зал, прозвучит.
- Почему вы согласились приехать? Что вас привлекло в нашем фестивале «Голос кочевников»?
- Я и мои друзья с детства занимались музыкой, слушали разную музыку с детства. Было очень много этнической: и восточной, и западной, и африканской, и латиноамериканской, - всегда все было очень интересно, и поэтому это стало очень важным фундаментом для многих наших композиций. Именно поэтому мы очень рады, что нас пригласили на этот замечательный фестиваль «Голос кочевников». Потому что ощущение кочевания, движения постоянного куда-то – это то, чего часто не хватает, когда ты сидишь на одном месте. Именно ощущения, что ты не просто физически передвигаешься, а то, что ты в принципе куда-то двигаешься, что все меняется, меняется восприятие, ты начинаешь видеть в каких-то ландшафтах новые вещи. Для меня кочевье - это именно это. Я постоянно сам по себе стараюсь куда-то двигаться, стараюсь видеть что-то новое, стараюсь не стоять на месте.
- Почему после Евровидения вы мало появляетесь на телевидении?
- Не знаю. Все было так: была идея поехать на Евровидение – поехали, выступили. Когда приглашают на какие-то передачи на телевидении, которые нам нравятся, мы туда идем. Когда приглашают в шоу, посвященное заготовке кабачков или политике, мы туда не идем. И вот как-то так складывается…
- Планируете ли участвовать в каких- нибудь других музыкальных конкурсах?
- И этого не знаю. Нет такой задачи – постоянно участвовать в конкурсах. Когда возникает идея, мы думаем, как ее воплотить. Иногда хочется посидеть дома, вообще ничего не делать, иногда хочется посидеть, позаписывать альбом, иногда - съездить сыграть концерт, и вот такое состояние подвешенное, а не целеустремленное, в нашем случае гораздо более продуктивное.
- Как вы настраиваетесь перед концертом? Вы как-то говорили, что очень многое зависит от настроения. Не помешала ли пресс-конференция, например?
- Нет, что вы! Как раз наоборот: поговорить обо всем, подпитаться настроением, пообщаться с людьми – это очень здорово для меня. А замыкаться в себе - это как раз не мой случай.
- Возможно ли, что вы запишете дуэт с одним или несколькими участниками «Голоса кочевников»?
- Я бы с огромным удовольствием записал, потому что этническая музыка разная, в первую очередь, нам интересно горловое пение, которое я давно знаю и наблюдаю. Мы даже как-то пытались подражать, но это довольно тяжело неподготовленному человеку, потому голос сразу кончается и все. Также, конечно, культура с Ямайки, Боб Марли, это тоже близко. Не поверите, но для моего поколения эта музыка практически, как Шаинский, которого мы знаем с детства, и музыка совершенно родная, и это не является какой-то далекой чуждой культурой только из-за того, что ей 40- 50 лет. Музыка Боба Марли такая же моя, как и украинские песни, как и любая другая, поэтому она родная для меня и близка мне. И я надеюсь, что если сложится, мы все вместе выйдем на сцену и вместе что- нибудь споем.
Интервью вела Александра СТЕПАНОВА.