Чудеса в рождестве

19.01.2013

 

Вот уже в четвертый раз новогодние каникулы наших любителей музыки подчиняются афише Байкальского Рождественского фестиваля, и представить культурную жизнь без этого мероприятия уже совершенно невозможно. С этой стороны, это радует, с другой стороны, учитывая особенности нашего менталитета, вызывает опасения. К сожалению, все хорошее у нас редко сохраняет форму и наращивает «мышечную массу», как правило, наоборот, свойственные нам инертность, терпимость к аморфности, невзыскательность и непритязательность приводят к тому, что все интересное, неординарное у нас быстренько превращается в домашние радости. Обидно будет, если это случиться именно с Байкальским Рождественским фестивалем.

Неловко цитировать самое себя, и, тем не менее, год назад после завершения 3-го фестиваля я писала о том, что «фестивалю, несмотря на «детский» возраст, явно пора уже совершенствоваться и что-то менять… Очень хочется, чтобы следующий, IV Байкальский Рождественский фестиваль стал масштабнее, ярче, неожиданнее» И далее выражала надежду, что «от IV Рождественского фестиваля точно надо ждать сюрпризов».

То есть уже тогда стало заметно, что фестиваль начинает как бы притормаживать, что ему не достает динамичности и энергии. И все же год назад этот единичный намек на будущую проблему маячил так смутно, что не вызывал серьезных опасений. А сегодня в глаза бросается уже целый ряд проблем, игнорировать которые, на мой взгляд, уже нельзя.

 

Первая, и самая главная проблема, из которой в общем-то проистекают и все остальные, это то, что такой амбициозный, такой эффектный проект на самом деле какой-то бесхозный. Сегодня за фестиваль, прописанный в филармонии, отвечают трое: Эржена Жамбалова, Виктор Усович, Наталья Уланова. Кроме того, ни для кого не секрет, что Байкальский Рождественский это инициатива министра культуры. Но у Жамбаловой любимое фестивальное детище – «Песня Булата на Байкале», ему отдается горение души и мыслей. Фестиваль Улановой – это «Голос кочевников». Ну, а мужчины, они по природе своей всегда заняты чем-то более глобальным. Таким образом, Рождественский фестиваль оказался без того, кто выстраивает концепцию, развивает идею и потенциал мероприятия, и тем самым делает из него культурный феномен. Без идеолога.

В отсутствии такого «любящего родителя» фестиваль вместо того, чтобы обретать четкие черты «лица» начинает терять даже те, которое у него начали складываться.

Задуманный как событие придающее праздникам блеск и приятную праздность светской жизни, фестиваль слово «рождественский» использовал не как родовой признак, а как формально-календарный повод. Наш фестиваль имеет к духовной и культурной миссии Рождества Христова столько же отношения, сколько к ней имеют современные рождественские базары. Но от рождества-бала наш фестиваль постепенно приходит к рождеству, так сказать, в свитере с оленями, - домашнему, уютному, пушистому. Без блеска. Или без настоящего блеска.

Фестиваль не осмысливается программно. Из-за этого не понятны как принципы формирования отдельного концерта: его программы, структуры, композиции, так и принципы формирования целевой аудитории. К кому адресуется фестиваль? К знатокам и меломанам, или любопытным неофитам? Как общаться с этим зрителем? Как говорится, «как художник с художником», или просвещать и поучать? В этом году получилось, что просвещать. И вот уже концерт превращается в лекторий, где, применяя книжную терминологию, есть ведущий-авантитул, передоверяющий свои функции ведущему-книжному блоку, к которому уже прилагаются музыканты и музыкальные номера.  

Но в этом случае, в отсутствии программного мышления и режиссерской руки, фестиваль прощается и с атмосферой праздничной демократичности, и со своим смыслом. Таким образом, не фестиваль подчиняет участников своей концепции, а участники своевольно превращают фестиваль в вариации на тему «колхоза» и «бурятской свадьбы».

Отсутствие программности также сказывается и на составе участников фестиваля. Сегодня существует явная случайность и поспешность при их выборе. Совершенно понятно, что формирование программы начинается, максимум, за три месяца до события. А учитывая, что у лучших артистов графики выступлений сверстаны, минимум, на год вперед, также понятно, что на Байкальский Рождественский попадает то, что осталось…

То есть фестиваль не занимается, в лучшем смысле слова, коллекционированием исполнителей, и, следовательно, не культивирует собственный уровень.

Отсюда, еще одна проблема - фестивалю нечем представляться в музыкальном пространстве региона и страны, кроме как словом Байкальский. Но при всем благоговении перед нашим сокровищем, в музыкальном мире причастность к природному феномену не обеспечивает музыкальному явлению художественную феноменальность.

Престиж приличного профессионального события Байкальскому Рождественскому музыкальному фестивалю придется приобретать не местным колоритом, а интеллектуальными вложениями. И материальными. Вот вам, или нам, и последняя проблема. Музыкальные чудеса, сверкающие так же волшебно как свежий снег в мороз, дешевыми не бывают.

 

19.01.2013 Автор: Туяна Николаева