ГазетаРБ: Ноты варшавской осени

24.09.2013

 

Как часто хочется сказать «прошёл необычный концерт, единственный в своём роде», но концерты зачастую самые что ни на есть обычные. Да, бессмертная классика. Да, скрипки не фальшивят. Но звуки так отшлифованы, натёрты до блеска. Бриллиантовые звуки. Чёткие. Заученные до безумия. И нет никакого желания быть пафосной, однако вчерашний концерт был свежим глотком воздуха для тех, кто уже немного устал от предсказуемых сочетаний и классических произведений.

Сейчас многие подумают: «Ба! Да как она может не любить классику!». Да люблю. Именно уважение к классике и стремление к новому объединяло то, что услышали гости филармонии в прохладный осенний вечер. 23 сентября.

Что же там было

Всё началось с выступления нового художественного руководителя Бурятской филармонии Натальи Улановой. Она поведала гостям о том, кто, собственно, предстанет перед ними на сцене и кем был тот композитор, чьи произведения прозвучат в современной обработке. Честно говоря, когда я слышу пояснения и описания, вроде «сейчас вы услышите то-то и то-то»… мне это кажется чем-то убогим. Потому что о музыке говорить не нужно. Нужно её слушать и наслаждаться ею. Вместе с тем, я понимаю, что наша публика ещё, очевидно, не готова к простому прослушиванию. Ей нужно объяснять. Посему я не отрицаю необходимости небольших предысторий. К тому же Наталья Уланова поделилась личными впечатлениями от общения с молодым музыкантом, что было интересно. В любом случае, вот слова и закончились. На сцену взошёл Он.

И погас свет…

В анонсе я уже упоминала, что Пётр Ожеховский, ради которого вчера собралось такое количество людей, мне видится неким революционером в мире музыки. И я рада сказать, что после увиденного и услышанного моё мнение не изменилось.

Я понимаю, что все мои слова о его игре будут смотреться сухо и не смогут передать всех ощущений. Но что от фортепиано можно добиться такой палитры звуков, ранее я представить себе не могла. Пётр использовал клавиши, струны, какие-то немыслимые палочки разной величины, перебирал их, дабы добиться разного звучания. Всё это было где-то за пределами моей фантазии. Как и за пределами традиционного предназначения фортепиано.

Но музыкант делал то, что вряд ли кто-нибудь осмелился бы назвать абсурдным. Да даже если и назовёт... Звуки переворачивали сознание, они просто вспарывали воображение и вырывали то, что пряталось внутри. Я не могу сказать, что мне понравились все композиции до одной. Это было бы лестью, а я не привыкла льстить. Но они все были интересны и по-своему хороши.

Не скрою своего искреннего восторга по поводу одного из произведений. Которое на YouTube у Петра называется «Арией» (Кшиштофа Пендерецкого). Разумеется, это некая обработка оригинала. Но какая! Я уже скидывала для читателя эту композицию в комментарии. Повторюсь:

Прослушайте ЗДЕСЬ с 30-ой секунды.

На мой взгляд, это произведение наполняет слушателя совершенно разными эмоциями и мыслями. Скорее всего, каждого своими, но меня лично какой-то пряной грустью, воспоминаниями, и в то же время осознанием того, что впереди ещё много светлого. Темп музыки заставляет словно не зацикливаться на сожалении и бежать дальше, а, в небольших паузах, прижимает, режет так, что эмоции достигают своего апогея.

Должна признаться, что слышала о великом польском композиторе Кшиштофе Пендерецком и раньше, но с тем произведением, которое послужило основой для того, что вы прослушали только что, я познакомилась не так давно. Пару дней назад, когда услышала его в исполнении Петра. В исполнении Петра оно несколько отрывочно, в моём воображении эти звуки были какими-то мазками кисти экспрессиониста и позволяли мне додумать это произведение. В голове оно прозвучало масштабно и величественно. Каково же было моё удивление, когда то, что я себе представила, совпало с тем, что я услышала после, в оригинальной версии Пендерецкого!

Слушать здесь с 1 мин. 30 сек.

и ЗДЕСЬ с 12-ой секунды.

Как выяснилось, на русском его название звучит как «Три пьесы в старинном стиле» (на английском есть варианты: «Three pieces in Baroque Style», «Three pieces in Old Style»). Это произведение было написано в 1963 году, специально для струнного оркестра. Разумеется, переделать такое произведение для фортепиано - задача не из лёгких. К тому же, Пётр не просто облёк звуки струнного оркестра в звуки фортепиано. Он сделал нечто большее, создал нечто новое. Дал произведению вторую жизнь.

 

Пётр действительно похулиганил

Так, как позволяла это сделать филармония. Конечно, не хватало соития стен, сцены и его звуков. Хотелось гармонии светового решения с тем, что происходило на сцене.

Могло бы быть и так! (можете перейти по ссылке)

Но, как бы то ни было, игру это не испортило. Какой-то аскетизм сцены сосредоточил зрителя на музыке и на эмоциях самого музыканта. Нужно было видеть его лицо! Нужно было видеть, как он притопывал ногой! В какой-то момент я поняла, что делаю то же самое, и как-то в темп музыке качаю головой. Через минуту я увидела такую же картину слева от себя.

Разумеется, поняли не все. После концерта я услышала разговор двух гостей о том, что «чем громче, тем, конечно, лучше… но не всегда». Думаю, рассчитывать на абсолютное признание таких авангардных вещей не то, что не принято, а, даже… неправильно. Они должны проходить через сердца людей против их воли. Они должны плыть против течения. Ведь тем интереснее, не правда ли?

После концерта я увидела и довольные лица министра культуры Тимура Цыбикова и его маленького сына, который тоже пришёл на концерт.

Среди тех, кто был на концерте, было и много поляков. Знаете, как-то я читала, что первое выступление Пендерецкого перед международной публикой состоялось в 1959 году на фестивале «Варшавская осень». А вчерашний вечер как раз и был какой-то ноткой варшавской осени. В Улан-Удэ.

***

Вот так прошёл двадцать третий осенний вечер) Лихо, свежо и с огоньком. Хочется пожелать неисчерпаемого вдохновения Петру Ожеховскому, который, думаю, покорил своим видением классики не только меня, но и большую часть публики. Огромное спасибо и Наталии Улановой, без которой ничего бы, возможно, и не было.

P.S.: 

Уважаемые гости, в Филармонии безумно холодно, одевайтесь теплей)

Уважаемые фотографы-любители, отключайте вспышку, она портит всё впечатление, разрезает атмосферу и, возможно, мешает музыканту.

Прошу прощения за дважды случайно сработавший красный луч автофокуса)

 

ПЁТР (1).JPG

 

ПЁТР (2).JPG

 

ПЁТР (5).JPG

 

ПЁТР (6).JPG

 

ПЁТР (12).JPG

 

ПЁТР (14).jpg

Автор: Марина Игумнова

Фото: Марина Игумнова. Андрей Винокуров