ГазетаРБ: Тувинский драйв, скандинавская меланхолия и не только

12.07.2013

 

«Голос кочевников» задолго до начала  пропиарили так, что у меня появилось ощущение, будто я уже там побывала. Но... Не знаю, как у остальных, но у меня порой бывает чувство, что не нужно идти на то, что яро навязывают, а самое лучшее и необычное проходит тихо, само себя не пиаря. Но на этот раз чутьё меня всё-таки подвело.


фото: Марина Игумнова


 

11 июля я всё-таки пошла посмотреть, что же в театре будет происходить… Всё-таки мне нравится творчество, тем более творчество необычное. Я специально не искала в интернете видео гостей, лишь немного почитала о них. С волшебным бейджем «PRESS» я спокойно прошла в зал за час до выступления. Оказалось, что я попала на саунд чек группы «Valravn» (Дания). Сперва ,меня немного испугало то, что у них словно что-то не ладилось, они то и дело останавливались и комментировали игру друг друга. Но, зная, что это обычное дело для репетиции, я всё-таки успокоила себя, и пошла на небольшую пресс-конференцию.

 

В предвкушении нового

Как написано в великой Википедии, фестиваль формирует новое место общения, новое измерение на перекрестке городской культуры и национальных традиций. Конечно, юбилейный пятый фестиваль в этом году не стал исключением, примером тому может послужить, скажем, совместная работа небезызвестной Надмит и Кармена Риззо. Именно к ним на пресс-конференции было приковано основное внимание журналистов. Ну, ещё бы, ведь Риззо известный композитор и Ди-джей, Надмит у большинства из нас давно уже ассоциируется с группой «ENIGMA». Этот музыкальный эксперимент, наверное, является очень показательным, в плане развития музыки. Когда поколение традиционной музыки становится старше, последующие поколения не могут не развиваться, а значит, должна развиваться и музыка.

Вот что сказал Кармен Риззо об этой работе:

- Я хочу представить традиционную музыку в современной обработке, в таком миксе… Когда создаётся диалог культур.

Наталья Уланова сразу отметила, что диалог культур и является основной идеей фестиваля. Кроме того, этот фестиваль, по мнению организатора, является «мостом из прошлого в будущее», это «возможность рассказать современным языком о традициях прошлого.

В общем, всё сказанное заставило меня поверить, что этот вечер будет как минимум необычен. Так и было.

 

Нежность и агрессия на грани лёгкой истерики

Примерно так я бы охарактеризовала выступления датчан. Немного отрешённая в музыке, а в перерывах - дружелюбная и милая солистка, три виолончелистки и один чудак, играющий на всём, по чему можно отбивать ритм ладонями и всевозможными палочками. Прошу прощения, что не называю, что это были за инструменты, но, некоторые из них я вообще никогда в жизни не видела.

фото3.JPG

Это…было нечто. Хочется напомнить (или рассказать) о том, что группа названа в честь скандинавского персонажа — ворона, напитавшегося останками погибшего в битве короля и приобретшего сверхъестественные способности. И действительно, солистка Анна Катрин Эгилстрёд, босая, в черном, как и все музыканты, напоминала обезумевшего ворона. И что она только не творила своим голосом!

aото2.jpg

 Зрители, заворожённые, слушали её волшебное пение, растворяющееся в странном хитросплетении звуков. Музыка проходила сквозь грудь, это объёмное звучание виолончели.

фото 5.jpg

Солистка в перерывах между песнями, говорила о том, как она рада присутствовать на сцене в Бурятии и переживала, что из-за перелётов они почти не спали. К счастью, для всех музыкантов на сцене нашлось, где присесть. Кстати говоря, ребята выложились на 100%, Анна Катрин двигалась вместе со звуками виолончели, путаясь в шнурах.

Музыканты отыграли десять композиций! Они с радостью представили друг друга по имени. Зал аплодировал и просто кричал. Оказалось, что группа играет в экспериментальном составе. То есть, это было в первый и в последний раз. Можно считать, что нашим зрителям безумно повезло, ведь это на самом деле было необыкновенно. Я была уже в восторге, и надеялась, что дальше будет только лучше. Настало время антракта.

 

Немного о зрителях

Во время антракта можно присмотреться, какая публика, на этот раз пожаловала в храм искусства. Люди были разные. СОВСЕМ. Так, возле меня сидела молодая мама с ребёнком, который постоянно громко комментировал происходящее. Самое приятное, что никто не возмущался, у всех было отличное приподнятое настроение. На столь необычный, наверное, всё-таки больше молодёжный, фестиваль, пришли и более зрелые люди. Так, на задних рядах, мирно сидел дедушка, который, однако пару раз вставлял фразы вроде «Прекратите! Что за музыка?». Но, поскольку это было всего несколько раз, негатив прошёл сквозь стены и растворился где-нибудь в брызгах фонтана. А под конец концерта дедушка ничего и не говорил больше. Может быть, ему понравилось? А кто знает) Какие ещё наблюдения? А гости театра по-прежнему едят как в последний раз. Но не будем о…смешном. Или будем?

 

Немнооого о сцене

Скажу кратко. Что порадовало, и что нет? Понравилось оформление. Действительно, как и отмечал Тимур Цыбиков на брифинге 8 июля, креативщики постарались, сработали профессионально. Изображения на экране не резали восприятие музыки, а, скорее, дополняли его. Не понравилось то, что камера одной из ТРК, порой, мешала наблюдать за происходящим на сцене. Спонсору можно всё, но…зритель не главный?

фото6.JPG

Позабавили действия некоторых людей, отвечающих за технику на сцене, а, точнее, её функционирование и своевременную ликвидацию. Порой их снование туда и сюда затягивалось. Либо же они ходили прямо во время выступления (а не во время импровизированных перерывов) и делали вид, что их нет. Большие мужчины в белом чуть ли не ползали по сцене как бойцы Спецназа, переговариваясь по телефону. Но…таковы реалии почти любого концерта с живым звуком и сложной аппаратурой.

 

А теперь вернёмсяобратно на своё место в зрительном зале, где министр культуры задумчиво заслушивается новым звучанием традиционных мотивов.

 

Транс, пронзительность, брутальность и щепотка тувинского джаза

Всё-таки после выступления девушек из Дании, я немного опасалась, что дальше будет не так интересно. Но, всё же, с любопытством ждала миксов европейской и нашей традиционной музыки.

И время настало. На сцену вышел ди-джей Кармен Риззо. В отличие от предыдущей группы у него не было даже микрофона, он сел за установку и погрузился в транс.

фото 7.jpg

 

Но играл он не один, а совместно с Надмит, группой Урагшаа, Алдаром Дашиевым и др. Поскольку уже много было сказано о дуэте Риззо и Надмит, нужно сказать, что это действительно оправдало ожидания. Протяжный её голос, самобытный, лёгкий соединялся с уносящей куда-то в степную даль музыкой Риззо. Ещё на пресс-конференции наши журналисты спросили У Надмит, где она научилась так петь. Надмит же ответила, что начала петь, когда ещё, будучи маленькой, пасла овец. Однажды она начала работать в театре, где с ней работали великие учителя, но специального музыкального образования у неё нет.

фото8.JPG

 

Больше всего мне понравились композиции ди-джея совместно с Виктором Жалсановым. Сильный мужской голос дополняла такая же сильная музыка. Пожалуй, это было самое гармоничное сочетание традиционные музыки с современными элементами. Электроника и моринхур поразили!

Последними выступили тувинские соколы- группа Хартыга. Ребята отличались ото всех, несмотря на то, что сразу отметили: «Мы играем традиционную музыку кочевников» (зритель и расстроился). И, когда я уже хотела написать себе «скучно», ворвались саксофоны и электро-гитара.

Фото 9.JPG

Это было зажигательно, совсем не банально (признаться, от тувинцев такого не ждали). Интересно, что группа была создана музыкантами из Духового оркестра.

Композиции их основаны на традиционных тувинских песнях, преобразованные в «джаз-рок». Сам солист исполнял и горловое пение, и играл на национальных инструментах (игил, дошпулуур). Ребята поразили искренностью. Солист волновался, но сам с некоторыми ошибками комментировал последующие композиции. «Все мы монголы»- несколько раз повторял он. Особенно понравились молодые люди с саксофонами, которые играли и пританцовывали так, что хотелось танцевать вместе с ними.

 

фото 10.JPG

Вот и отгремел первый день фестиваля. Разочарована от него я не была, разочаровали меня лишь маршрутки, которые после концертов приходиться очень долго ждать)

Говоря о значении всего этого… Наверное, Наталья Уланова верно сказала перед самим концертом: «Если фестиваль есть, значит это кому-то нужно». Министр культуры тоже верно подметил, что фестиваль должен «открыть Бурятию миру и открыть мир Бурятии». Но для тебя и для меня, и для соседа с первого этажа, это прежде всего глоток чего-то нового, и напоминание о том, что традиции у нас всё-таки красивые, наша культура – родная и близкая душе! И Западу её не испортить…только преобразить! Что и доказал первый день фестиваля. Что же будет сегодня и в субботу, 13 июня? Посмотрим!

Автор: Марина Игумнова