"Молодежь Бурятии " о "Музыке кино"

17.06.2012

 

 

О новом проекте филармонии, Натальи Улановой и Владимира Ткаченко «Музыка кино» писать непросто. Это о плохом писать легко – эмоции, мысли и слова так и теснятся. А когда от удовольствия и радости пузыришься и слезишься, полагаешь, что нет таких слов, в которых можно было адекватно выразить свое состояние и отношение к случившемуся.

Первого концерта проекта, который состоялся 30 мая в стенах филармонии, ждали томительно долго и нетерпеливо. Созданная в социальной сети группа, недели за три до события насчитывала около тысячи желающих попасть на концерт. Это неудивительно, Уланова всегда выделялась неординарным творческим мышлением, а за последние 3 года утвердилась в качестве главного креатора на нашем культурном пространстве, и для наиболее продвинутой публики ее имя на афише, это исчерпывающая гарантия качества и хорошего вкуса. То же самое можно сказать и о филармонии, которая, не обладая ни реконструированным зданием, ни репетиционной базой, ни миллионами рублей на свои проекты и постановки, не инициируя в прессе скандалов с целью выклянчить хоть что-нибудь из вышеперечисленного, тратит силы на главное – на динамичную и качественную работу. Уланова обладает редким даром – чутьем на талант, и актуальность художественных явлений. Филармония, в лице директора Эржены Жамбаловой, также обладает не менее редким даром – легко отзываться на инициативу. И в общем, даже странно, почему эти созидательные силы не пересеклись раньше. Когда же, наконец, это случилось, творческого союза с Владимиром Ткаченко им было не миновать, но столько потому, что для осуществления проекта «Музыка кино» им нужен был музыкант и дирижер, а скорее потому, что они, Уланова, Жамбалова, Ткаченко, как говорится, одной «крови».

Наверное, поэтому одно из главных моих ощущений от нового проекта, от первого концерта – легкость. Хотя я знаю, что на самом деле подготовка к премьере потребовала от создателей особого напряжения душевных и эмоциональных сил. Все мы знаем на каком напряженно-скандальном информационном фоне существовали в последний месяц многие учреждения культуры и искусств и люди, работающие в этой сфере, и именно эти люди – Уланова, Ткаченко, Жамбалова. Какой вонючий поток наглой от безнаказанности, клеветы и унижений хлынул на них! А с каким наслаждением этот поток тиражировали СМИ! И вот теперь, все те же представители СМИ, побывав на концерте «Музыка кино. Главная тема», по моим наблюдениям почему-то не спешат тиражировать потоки удовольствия от хорошей музыки, хорошего кино, потоки тех прекрасных эмоций, потоки того высокого восприятия жизни и искусства, потоки того замечательного настроения и жизнеутверждающей энергии, которыми щедро поделились с ними создатели проекта, музыканты оркестра оперного театра. Не спешат, не хотят, не умеют? Ну да, писать про хорошее трудно. Но ведь, как говорится, надо себя заставлять.

Однако, вернусь к легкости. Почти все творческие проекты, создаваемые у нас, грешат тем, что мы видим «швы», видим усилия, которыми они создавались. Более того, в нашей творческой среде, особенно академической, стало принято выставлять трудности напоказ - видите, как нам нелегко, какие мы замученные, так что будьте рады тому, что мы вообще вышли на сцену. В прошлом театрально-концертном сезоне оркестр театра оперы и балета под управлением Антона Лубченко, оставил было этот дурной тон. В этом же сезоне, отдельные оркестранты с удовольствием вернулись к тону дурному. И что характерно, это все музыканты не ведущие, не блещущие выдающимися способностями. Однако, прошу прощения за банальность, но великая сила искусства творит чудеса – какую непривычно возвышенную ауру удалось создать музыкантам перед началом концерта одним своим видом, непривычно приподнятым и даже слегка горделивым, как бывает у людей, которые занимаются особым, не каждому подвластным делом. Куда делось скучающее, будничное равнодушие на лицах? Вместо этого сосредоточенность, серьезность и какая-то таинственность, и  главное, блеск в глазах! Вот что бывает, подумалось мне, когда люди по-настоящему занимаются делом, да еще и таким прекрасным делом, как музыка. И нисколько неудивительно, что на проекте «Музыка кино. Главная тема» оркестр вновь зазвучал с профессиональным достоинством, поднимаясь над человеческими и чисто профессиональными, музыкантскими трудностями. И потому зрителю и слушателю на этом концерте было легко! Было легко отдаваться музыке, легко отпустить себя по волнам памяти и воображения. Было легко и смело проявлять свои эмоции – надо было видеть лица людей по окончании концерта! Смятенные, смущенные, заплаканные, растерянные, вывернутые – без масок! Новорожденные лица.

И собственно, это то, ради чего существует музыка, кино, искусство, и люди, которые обладают даром всем этим с нами делиться.

 Вместе, и Уланова, и филармония, это – культура, невозможность халтуры, подмены, уважение к зрителю и себе.  

 

07.06.2012 Автор: Туяна Николаева, "Молодежь Бурятии"