«Музыка любви» для любимой публики!

25.01.2013

 

11 января в концертном зале филармонии состоялся замечательный и необычный концерт. О том, что он действительно замечательный, свидетельствует  переполненный зал; даже все приставные места были раскуплены. А ведь публику не проведешь, она знает, куда стремиться и что слушать. И певцы, которые выступали в тот вечер, лауреаты международных и всероссийских конкурсов Ольга Жигмитова и Чингис Раднаев,  никогда не разочаровывали своих поклонников. Концерт был необычным по многим причинам, и об этом стоит подробно рассказать.

Во-первых, он носил название «Музыка любви» и действительно был наполнен любовью. Любовью артистов к той прекрасной музыке, которую они исполняли и любовью к зрителям, которые в этот январский вечер пришли в филармонию.

Во-вторых, концерт был необычен тем, что  завершал IV Байкальский Рождественский фестиваль, и от этого на нем царила особая приподнятая, праздничная атмосфера. И зрители, и артисты чувствовали, что они ответственны за успех всего форума.  И надо сказать, что IVРождественский фестиваль действительно удался. На нем не было рядовых выступлений, не было слабых программ. Каждый концерт фестиваля был событием, взять ли выступление ансамбля скрипачей «Виртуозы Якутии», или дебют в Улан-Удэ Санкт-Петербуржца Евгения Южина, вечер органной музыки в католическом храме с Яной Юденковой и Натальей Юргиной, или возрождение группы «Белый Острог» на сцене Бурятии. И «Музыка любви» Ольги Жигмитовой и Чингиса Раднаева никак не могла быть хуже и слабее предыдущих концертов, поскольку ставила точку на «i».  Эта задача была с честью выполнена.

В-третьих, концерт был необычным еще по одной очень существенной причине: на нем произошел синтез стилей и направлений вокального искусства. Ведь Ольга Жигмитова получила блестящее образование в Санкт-Петербургской консерватории и ярко заявила о себе как оперная певица.  Став лауреатом конкурса «Романсиада», она расширила свое амплуа и приобрела всероссийскую известность как великолепная исполнительница романсов. В последнее время её камерное творчество стало превалировать над оперным. Но как бы там ни было, Ольга, безусловно, представитель академического вокала.

Чингис же Раднаев, наоборот, с юных лет, развивался как певец эстрадный, этому жанру соответствовала и школа, полученная им в Монголии. Однако, та трансформация, которую демонстрирует этот талантливый артист в последнее время, поистине чудесна. Он начал петь русские народные и неаполитанские песни, романсы  и даже теноровые арии в явном стремлении к belcanto.

Можно сказать, что расширяя жанровый диапазон, Ольга и Чингис, с противоположных позиций двигались навстречу друг другу. В мировой  практике подобные эксперименты встречаются пока нечасто, но перспектива у них огромна. Вспомним, хотя бы, совместные выступления Монсерат Кабалье с лидером группы «Queen» Фредди Меркьюри или Николаем Басковым. Роскошный хит записали Анна Нетребко с Филиппом Киркоровым.

Когда Ольга и Чингис открыли свою программу совместным исполнением «Ave Maria» Ф. Шуберта, все сразу поняли, что это – «попадание в десятку». И дальше, по ходу концерта, каждый совместный их номер становился очередным открытием, вызывал восторг, горячие аплодисменты и удивительное ощущение гармоничности, которое возникает при  контакте с истинным талантом. Очень искренне, с тонким чувством стиля были спеты такие изумительные дуэты, как «Лунный романс» Елены Спас, «Дороги любви» Франсиса Пулленка, «Мы оба лжем» Бориса Прозоровского. И даже такой, казалось бы, «заезженный» шлягер как «Bessame mucho» Веласкеса у Ольги и Чингиса прозвучал свежо и естественно.

Я думаю, что со временем многие композиторы, захотят специально, сочинять для дуэта «Жигмитова – Раднаев». Залогом тому - восхитительное исполнение Ольгой и Чингисом популярной песни Базыра Цырендашиева на стихи Дондока Улзытуева «Дураан тухай дуун». Какая разница – песня это или романс, (эти жанры всегда, по сути взаимопроникаемы), главное же заключается в том, что сами музыка и стихи, написаны авторами от сердца, если исполнители зажглись от этой сердечной искры и согрели душу слушателей – вот и произошло то чудо, которое мы называем искусством.

Когда, я по просьбе Ольги, написал для нее дуэт на стихи Виктора Слипенчука «Свет времени», мы с ней, еще не знали, кто будет петь мужскую партию. Стихи-то у Виктора Трифоновича очень сильные,  трагичные. И хотя хороших мужских голосов, которым спеть партию не составит труда, в нашем городе много, но далеко не каждый способен, прочувствовать и выразить душевную боль,  скрытую за нотами   и словами романса. Видимо по высшему небесном предназначению Ольга нашла себе достойных партнёров, когда решила записать компакт-диск моих песен и романсов на стихи Виктора Слипенчука. Одним из этих партнеров стал Чингис Раднаев, и хотя диск успешно записан и ожидает презентации в Улан-Удэ, дуэт из него «Свет времени» на концерте 11 января позвучал впервые. Мне было приятно осознавать, что слушатели поняли и приняли эту музыку, но огромная заслуга в этом принадлежит моим замечательным исполнителям. Кстати, диск тоже носит название  «Музыка любви», и Ольга с Чингисом  планируют в скором времени показать его землякам.

Полной неожиданностью для меня стала интерпретация Чингисом  еще одной моей песни на стихи Виктора Слипенчука  «Пора домой». Я задумывал её как простенький бардовский напев, а певец наполнил её такой душевной ностальгией и тоской по родине, что она превратилась в своеобразную драматическую поэму. И вообще, Чингис Раднаев склонен драматизировать. В концерте у него практически не было «веселых»  номеров. Судите сами: Ария Мистера Икс - драма, Adagio Альбиони – трагедия, «Памяти Карузо» - комментарии, как говорится излишни. И даже великий балдаковский супер-хит «К любимой» («Инагни») выражает у Раднаева не столько восторг любви, сколько неизбежность её потери. 

Ольгин репертуар оказался более жизнерадостным и оптимистичным, особенно во втором отделении, где она экспрессивно и элегантно представила испанскую тематику. Спору нет, Жигмитова – прирожденная Кармен, и ей не занимать темперамента. Тем более что у нее отменный вкус, и она умеет «преподносить» себя зрителю. Этому способствовали и кастаньеты, и прекрасно смоделированные наряды, и безупречная прическа. Как подлинная оперная актриса, Ольга умело контролирует эмоции зрителей, управляет ими. Чего стоит хотя бы кульминационный номер первого отделения, когда Ольга поет знаменитую «Колыбельную» И. Дунаевского из кинофильма «Цирк», обращаясь не к залу, а к крошке-сыну, который, вероятно, впервые появляется на филармонической сцене  на руках у матери – Мадонны! И ведь это не когда-нибудь, а в рождественский праздник, в Рождественский фестиваль! 

На  этом концерте Ольга сделала еще один подарок широкой публике, представив ей молодого композитора  и пианистку Дарью Коркину. Дарья  совсем недавно закончила нашу Академию культуры и искусств, но много и талантливо сочиняет, успела стать членом Союзов композиторов России и создать для Ольги несколько отличных романсов. В программе прозвучали две её премьеры - композиция на стихи А. Матвеева «Спасибо, Господи!» и молитва на стихи Э. Батудаевой «Ом мане пад мэ хум», исполненная Ольгой в дуэте с Туяной Зориктуевой.

Что ж, теперь, в заключение о главном.  Концертмейстером программы была народная артистка России Дарима Лхасарановна Линховоин. Именно концертмейстером, а не просто аккомпанирующей пианисткой, как это нередко бывает. Никто как-то не задумывается, что концертмейстер означает – мастер концерта. Следовательно, музыкант, берущий на себя ответственность за репертуар, за качество выучки  исполнителя,  за идею и концепцию программы, за контакт с залом, за режиссуру, наконец. За всем, что мы видели на концерте, стояла и читалась мысль, опыт, культура и интеллигентность Даримы Линховоин. Ей удалось из разноплановых, разностильных произведений выстроить единую драматургию, выделить наиболее характерные качества артистов, вселить в них уверенность в успехе. Даже не зная всех тонкостей её работы с певцами, можно почувствовать направляющую энергию Даримы Лхасарановны и в развитии стилевых устремлений Ольги, и в трансформации стилевых устремлений Чингиса. Безусловно, артистам сказочно повезло, что они имеют возможность контактировать с музыкантами такого класса. Да что там говорить, всем нам повезло, что мы обладаем счастьем общения с такой Личностью. Без нее немыслима сейчас деятельность Бурятского театра оперы и балета, без нее трудно представить и весь Рождественский фестиваль, и запись дисков, и авторские концерты композиторов, и многое, многое другое, чем славится национальная бурятская музыкальная культура.

Как обычно,  для таких концертов, программу Ольги Жигмитовой и Чингиса Раднаева вела сама Дарима Линховоин. Вела просто и доверительно, компетентно и остроумно, с искренней любовью к зрителям, и к артистам, которых она представляла.

«Музыка любви» для любимой публики!

25.01.2013 Автор: Виктор Усович