Номер Один: «Поговори со мной»

03.09.2014

В Улан-Удэ прошел проект «Музыка кино»

В этом году проект Бурятской филармонии длился несколько дней. Программа была дополнена выступлением приглашенных гостей – знаменитого Монгольского оркестра моринхуристов. 27 мая состоялся завершающий концерт.

Концерт окрестили замысловато и многослойно - «Музыка кино. Концерт № 2. Поговори со мной». Известные саундтреки исполнял уже наш оркестр Бурятского театра оперы и балета под руководством дирижера Владимира Ткаченко, который также является соавтором проекта. Выступление моринхуристов и оркестра театра оперы и балета позволило сравнить звучание классических музыкальных инструментов и национальных монгольских. Насколько угловата, заострена внешность европеек, так и тонок и резок звук, например, виолончели или скрипки. Насколько плавна и округла внешность монголок, настолько мягок звук моринхура или ятага.

Программа последнего концерта во многом повторяла программу двухгодичной давности, и тем не менее не теряла своей красоты. Представленные саундтреки из известных фильмов, с одной стороны, являются произведением классической музыки, но среди них есть и те, что играют в плеерах многих и даже крутятся на радио. Многие мелодии мы слышали еще в детстве и, казалось, знаем всю жизнь. Многие кадры как будто вшиты в подкорку сознания, а потому, даже не зная фильм, можно понять, что перед тобой кадры Фредерико Феллини или хореография Пины Бауш.

Два года назад концерт назывался «Главная тема» и был посвящен любви. Наталья Уланова, худ. руководитель Бурятской филармонии, автор проекта, в интервью «Номер один» объясняла причину такого выбора названия: «Сегодня слово «любовь» настолько истрепали, что оно потеряло свою святость. Поэтому тему концерта хотелось обозначить как-то иначе».

Многие ошибочно считают, что любовь либо есть, либо ее нет. И никто не осознает, что на самом деле над любовью надо работать, только тогда она будет жить. Петр Мамонов, например, считает, что любовь – не чувство, а добродетель: «Это то количество добра, которое мы делаем, невзирая на отдачу. Не надо пылать чувством - делать надо, делать». А порой, чтобы сохранить чувства, людям нужно просто поговорить.

«Поговори со мной» - концерт поднимает тему одиночества. Название концерта берет свое начало в фильме Педро Альмадоваро «Поговори с ней». В фильме единственного мужчину, знающего, что нужно женщинам, считают ненормальным и сажают в тюрьму, где он кончает с жизнью. «Мозг женщины – загадка», - говорит Бениньо. Традиционно фильмы Педро Альмадоваро сопровождаются музыкой, сочиненной известным испанским композитором Альбертом Иглесиасом, автором саундтреков к таким фильмам, как «Кожа, в которой я живу», «Возвращение», «Все о моей матери» и т.д. Из его творчества можно выделить такие шедевры как, например, песня Werewolf или Khothbiro.

Однако афишу концерта «Музыка кино» венчает Кирстен Данс, облаченная в наряд невесты – кадр из фильма Ларса фон Триера «Меланхолия». «Меланхолия – это чувство сладостной боли, подобное любви. А в боли есть что-то настоящее, несомненное». Чем больше человечество утопает в ненастоящем, тем ближе к своему логическому концу. Возможно, оттого героиня Кирстен Данс, обладающая даром предвидения, отторгает этот мир и ждет столкновения с красной планетой. Произведение Рихарда Вагнера из оперы «Тристан и Изольда», которое служит the main theme к фильму, усиливает ощущение безнадежности и неизбежности. Кстати, сам фильм, вопреки распространенному мнению, вовсе не нудный и затянутый. Напротив, «Меланхолия» похожа на художественное полотно, наполненное сочными красками.

Настоящее удовольствие приносит саундтрек к фильму «Запах женщины» с Аль Пачино в главной роли – Por Una Cabeza – музыкальный шедевр руки Карлоса Гарделя. В этой музыке отражена страстная натура героя Аль Пачино – слепого полковника, мучимого одиночеством: «Я всегда знал правильный путь, но никогда по нему не шел, потому что он более труден». От бесславной смерти его спасло знакомство с юным Чарльзом. Удивительно, как обычный разговор с другом может поменять жизнь человека.

Однако есть тайны, которые можно рассказать только дереву, сделав в нем дупло. А после – закрыть его, чтобы эта тайна навсегда осталась с человеком. Вонг Кар-Вай – один из немногих режиссеров, который создал свой отдельный жанр в кинематографии.

И его фильмы сложно представить без музыки Шигеру Умембаяшу. Наиболее популярной мелодией этого гениального композитора является саундтрек к красивой сказке «Дом летающих кинжалов» - Koto. Жителям Бурятии эта композиция, которая заставляет замирать сердце от красоты, известен по танцевальному номеру театра «Байкал» «Душа павлина», поставленного на основе танца японской балерины Янг Липин.

Yumeji’s Theme – еще одно произведение Шигеру Умембаяшу. Саундтрек к фильму Вонга Кар-Вая «Любовное настроение» по вкусу похож на вино – терпкое, с легким привкусом горечи. Это тайна - незримая, но осязаемая. Как любовное настроение. Она проскальзывает в красивом профиле Мэги Чен Маньюй, в ее взгляде, движении рук и наклоне головы. Именно о ней герой Тони Лэн Чиуая рассказывает стене столетнего храма, сделав в нем отверстие, а после, запечатав его, чтобы эта тайна навсегда осталась в его сердце.

Так проведя зрителя по закоулкам души, концерт вывел его на финишную прямую. Так что «Вечную любовь» - саундтрек к фильму «Тегеран 43» - слушаешь не только с открытым ртом, но и с полностью обнаженным сердцем. Здесь, конечно, и заслуга молодых певцов, которые сопровождали игру оркестра. Ну, и под занавес – знаменитая песня всех влюбленных от Селин Дион – саундтрек к «Титанику». Все – можно рыдать.

Ну, а если серьезно, то такая концентрация сильной музыки, сопровождающаяся визуальным воздействием, заставляет работать сердце, душу и мозги. И может быть, после концерта кто-то сказал кому-то: «Поговори со мной».

Соня Матвеева, «Номер один».