Номер Один: Сон наяву

27.11.2013

 

 
23 ноября состоялся мультимедиапроект «Оставь меня в покое». Немые черно-белые фильмы 20-х годов прошлого века, представленные на проекте, получили не только звук, но и новый смысл. Музыканты московского ансамбля «Галерея актуальной музыки» написали музыку для нескольких выдающихся видеоработ.

«Оставь меня в покое» - это не только интересный, но и экономный проект. Ведь на сцене присутствует только один инструмент – виолончель, однако Сергей Асташонок – солист Московской филармонии, виолончелист, главный герой проекта – продемонстрировал все его возможности. И классический музыкальный инструмент звучал в этот день на сцене Бурятской филармонии совсем не классически. Виолончель кряхтела, ревела, превращалась в стереоприемник, пчелу, которая жужжит, и еще много чего делала.

Первым был представлен фильм Ман Рея «Оставь меня в покое» (Emak-Bakia – в пер. с французского языка).

«Ман Рей родом из Америки, однако жил он в Париже, где и познакомился с сюрреалистами, в том числе, Пикассо и Дали, - говорит Наталья Уланова, директор Бурятской филармонии. – Это очень талантливый человек, он постоянно создавал всевозможные арт-объекты, занимался фотографией, рисованием, а также кино. Для того времени главной темой в творчестве была женщина. Художники всячески исследовали женскую психологию, женщина была для них некой метафизической субстанцией, сосредоточением чего-то страшного и в то же время вдохновляющего».

Один из знаков Ман Рея – это нарисованные глаза на лице женщины, которая появляется в фильме «Оставь меня в покое». Возможно, известный сюрреалист имел в виду то, что женщина видит мир иначе. Чувства, интуиция – это наши глаза, и чтобы понять человека, слова не нужны.

«Оставь меня в покое» - это фильм-сон, галлюцинация, набор предметов, наши ассоциации и эмоции. Здесь работает тот же принцип, что и у всех сюрреалистов: хаос, которым кажется фильм или картина, выносит на поверхность наши страхи, сомнения, опасения - все то, что мы пытаемся в себе подавить и прячем в дальний уголок сознания. Для фильма Ман Рея Олег Пайбердин – куратор проекта - написал композицию Cantus firmus, где виолончель следует за каждой сменой кадра.

Однако не только фильмы прошлого века были представлены в арт-проекте, в программу вошли работы современной видеохудожницы Алены Скорняковой. Первым был представлен видеоарт «Знаки зодиака». На экране появились мириады звезд или огоньков, или планет. Иногда они светятся, меняют цвет и постоянно движутся. Больше ничего на экране не происходит, но ты получаешь такое удовольствие от наблюдения за этими огоньками и от музыки, которая сопровождает это действо. Огоньки в видеоработе Алены Скворцовой похожи на наши мысли. То они упорядочены и все спокойно, то находятся в хаотичном состоянии. Так или иначе, но они постоянно движутся, каждую секунду изменяясь. Непостоянство вещей и этого мира – одна из основных мыслей, которая позволяет увидеть мир в истинном виде. Мир меняется каждую секунду, поэтому не стоит привязываться к нему. У вас появились проблемы? Но рано или поздно они исчезнут, потому что все в этом мире непостоянно, так стоит ли из-за них так переживать?

Казалось бы, ты наблюдаешь лишь за движением огоньков на экране, а возникает столько мыслей и рассуждений. Просмотр подобных фильмов - это погружение в себя, ведь все, что человек ищет, и ищет чаще во внешнем мире, находится в нем самом – это и истина, и счастье. Все, что нужно человеку для счастья, содержится в нем самом.

В этом фильме первоисточником стало звуковое начало - пьесы Николая Попова и Санжара Байтерекова, к которым создала видеоработы молодая художница. Алена Скорнякова довольно известна в Москве и за рубежом. Она участвовала в таких кинофестивалях, как «Московская осень», «Другое пространство», «Звуковой поток» и др. В настоящее время она учится в Международном университете графического дизайна.

Анимационный фильм «Спящая красавица» изобретательницы «силуэтного кино» Лотты Райнингер отличается от предыдущих тем, что он понятен и у него есть сюжет. Известная сказка в руках Лотты – это первый полнометражный анимационный фильм. Силуэты были коньком Райнигер. Она не только умела создать невероятной изысканности картинку со сложными узорами, завитками и орнаментами, но и передать через силуэт сущность персонажа. Методом характеристики становятся узнаваемый профиль, выразительная поза, своеобразная пластика – через них передаются все тонкости настроений и переживаний героев.

Соня Матвеева, 27.11.2013, «Номер один».

 

Сон наяву