Редкая возможность!

24.11.2013

 

В ноябре в Бурятской филармонии состоится любопытный проект. С таким отталкивающим и вместе с тем манящим названием "Оставь меня в покое...". На афише столько всего зашифровано, что любой человек, любящий изящные искусства, не сможет пройти мимо. Ибо для ценителей интеллектуальной вкуснятины афиша обещает много чего интересного. 

Редкая возможность!

В проекте представлены мультимедийные композиции, где звук в акустическом и электронном проявлении взаимодействует абсолютно на равных с изображением. В одних композициях отправной точкой стало изобразительное начало. Так, например, немой фильм знаменитого французского сюрреалиста Ман Рэя «Оставь меня в покое» (1926) вдохновил композитора Олега Пайбердина на сочинение Cantus firmus. Вдохновением для пьесы Натальи Прокопенко «Спящая красавица» послужил одноименный анимационный фильм немецкой художницы Лотты Райнигер. В других композициях – первоисточником стало звуковое начало, как в пьесах Николая Попова и Санжара Байтерекова, к которым создала видео-работы молодая художница из Москвы Алена Скорнякова. Любопытно, что все музыкальные сочинения для этого проекта исполняет виолончелист, артист Московской государственной филармонии Сергей Асташонок, мастерству которого посвящены несколько произведений, представленных в концерте-показе. 


003.jpg

 

 

Придумал все это Художественный руководитель и дирижер Галереи актуальной музыки, композитор  Олег Пайбердин (г. Москва).   
Cолист ГАМ-Ансамбля Сергей Асташонок, виолончель (г.Москва)  
Программирование, техническая поддержка – Николай Попов

       Теперь о знаковых личностях. Ман Рэй. Тем, кто впервые слышит это имя, нелегко объяснить, кем он был, ибо Ман Рэй занимался многими видами творчества. Пожалуй, больше всего он известен как фотограф, хотя ему принадлежит немало живописных полотен. Кроме того, он снял несколько фильмов и создавал объекты — как теперь сказали бы, артефакты. Самый известный среди них — утюг с приклеенными к нему гвоздями. Называется этот артефакт по-французски cadeau, то есть подарок. Но Ман Рэй не француз, хотя многие годы и жил в Париже. Родители его — евреи, эмигранты из России, детство прошло в Бруклине. Тогда звали его еще не Ман Рэем, а Эммануилом Радницким. Псевдоним можно перевести: Man Ray — "человек-луч". 
       Быть может, уже поэтому принято считать, что Ман Рэй — загадочный художник, хотя в самом его творчестве особых тайн нет. Он изобрел особый вид фотографии, названный в соответствии с его псевдонимом "рэйограмма". Это отпечатки разных предметов, положенных прямо на фотобумагу и освещенных сверху. Порой рэйограммы давали интересный графический эффект, образуя странные серебристые сочетания света и тени. Поскольку не всегда ясно, что изображено на рэйограммах, критики и их считают загадочными. 
       Таинственность, однако, была общей чертой художественного круга европейских дадаистов и сюрреалистов, к которым примкнул Ман Рэй. Они любили разного рода ребусы, розыгрыши и мистификации. Ман Рэй не отличался изобретательностью Пикабиа и Магритта, но старался не отставать от друзей и создал не только парадоксальный утюг, но и метроном, к стрелке которого прикреплено изображение глаза, принадлежащего, кстати сказать, одной из его любимых моделей и учениц, фотографу Лии Миллер. Интерпретации этого предмета многочисленны, но неубедительны. Называется он "Объект разрушения". 
       Так уж случилось, что даже вполне понятные склонности Ман Рэя стали восприниматься как нечто особенное. К числу этих свойств относилось его исключительное жизнелюбие. По собственному признанию, еще в юности, живя в Нью-Йорке, он записался на курсы рисования прежде всего для того, чтобы иметь возможность разглядывать женщин. Он без устали их фотографировал. Чаще всего — обнаженных. Эти фотографии весьма поэтичны. По свидетельству завистливых друзей, Ман Рэй редко ограничивался только фотографированием своих моделей. В этом, право же, тоже нет ничего таинственного. Известно также, что одна из самых хорошеньких его моделей Жаклин Годдар устояла против уговоров художника. Этому событию биографы и историки искусства уделяют так много места, что ощущение некоторой загадочности личности Ман Рэя все же возникает. 
50555b1670ec01d57447744b88870272.jpg
  Ман Рэй, пользуясь свой дружбой почти со всеми, кто входил в это братство, оставил нам портретную галерею интереснейших лиц. Тут Марсель Дюшан и Сергей Эйзенштейн, Пабло Пикассо и Тристан Тцара, Анри Матисс и Гертруда Стайн, Антонен Арто и Жан Кокто. Лица этих людей в отличие от метронома или утюга не столько таинственны, сколько значительны. И это весьма удивительно, потому что значение и смысл той работы, которую они вели и вкусом к которой заразили молодого американца, проведшего большую часть жизни в Париже, мы так до сих пор до конца и не понимаем. Едва ли понимал его и сам Ман Рэй.

 

 «Оставь меня в покое», так называется фильм  Ман Рэя . Оригинальное название этого фильма, снятого в 1926 году,  Emak Bakia«Эмак Бакиа», 
что на баскском языке означает «оставь меня в покое». В этой картине Ман Рэй обыгрывает те же приемы, что и в фотографии: из хаоса несочетаемых абстрактных кадров-индексов (зерно кинопленки, цветы, превращающиеся в линии, световые пучки, вращающаяся призма-модуль, отражающая свет, спирали, вращающиеся двери) возникает тема поездки на машине, оформляясь в иронический рудиментарный сюжет. Фары на радиаторе машины словно подмигивают, им вторит огромный, приклеенный между фарами глаз; шофер надевает защитные очки. Кадры проезда машины перемежаются с крупными планами стада баранов, а после остановки машины, кадр—с ножками вылезающей из нее женщины—повторен три раза, а затем с помощью многократной экспозиции представлен четырежды. В финальных кадрах возникает тема «незашоренного», свободного зрения: женщина сначала «смотрит» нарисованными на ее веках глазами, а затем уже открывает их и смотрит по-настоящему.

Вполне очевидно, что Ман Рэя привлекала тайна, которой сюрреалисты окружали образ женщины как «посредника» между мужчиной и его рациональным видением мира, с одной стороны, и иррациональной природой, мифическим происхождением Вселенной — с другой. Гетеросексуальный союз понимался сюрреалистами как идеальное слияние двух основных жизненных начал, ведущее к искомой сюрреальности. Совмещенные с равно значимым в сюрреали-стской эстетике мотивом глаза, кадры с образами женщин и, тем более, лиц не совсем определенной половой принадлежности в фильмах Ман Рэя создают сюрреалистскую атмосферу мифической тайны межполовых отношений.

Так, присутствие переодетого мужчины, поглощенного откровенно женским родом деятельности перед зеркалом, во многом отвечает за напряжение и интригующую суть всего эпизода. Пробуждение женщины, чьи глаза загадочно смотрят прямо в глаза зрителю, также активно участвует в создании общего смысла фильма: «То улыбающийся, то строящий гримасы камере, направленной на него, взгляд обращается к каждому отдельному зрителю. Ман Рэй сигнализирует таким образом постоянный переход из реального мира в область воображаемого и раскрывает вторую причину визуальной экстравагантности, только что им созданной» .

Актрису, сыгравшую Женщину с нарисованными на веках глазами, зовут

Кики де Монпарнас (Kiki de Montparnasse). Это  муза всех именитых художников Парижа 20-х годов прошлого века. Она же  позировала для самой знаменитой фотографии Ман Рэя «Скрипка Энгра», которая  изображена на  афише проекта.  

 

 

Другое знаковое имя - Лотте Райнигер.  Чтобы не поддаваться соблазну, мультипликаторы чаще других выбирают путь строгой художественной аскетики. Они нередко отказываются от использования цвета, обходятся без текста и не устают придумывать все новые ограничители. Пожалуй, самый суровый устав выбрала в 1920-х годах немка Лотте Райнигер – изобретательница силуэтного кино и создательница первого полнометражного анимационного фильма. Силуэты были коньком Райнигер. Она не только умела создать невероятной изысканности картинку со сложными узорами, завитками и орнаментами, но и передать через силуэт сущность персонажа. Методом характеристики становятся узнаваемый профиль, выразительная поза, своеобразная пластика – через них передаются все тонкости настроений и переживаний героев. 

 

 

29.10.2013