Вечерний Улан-Удэ: Музыка кино и эксперименты

19.05.2012

 

Проект Натальи Улановой «Музыка кино» стартует первым концертом «Главная тема» 30 мая в этом филармоническом сезоне. Второй проект под рабочим названием «Симфония танго» в середине июня будет посвящён сочетанию народных инструментов с симфоническим оркестром.

Музыка кино в концертном исполнении симфонического оркестра Оперного театра прозвучит в Улан-Удэ впервые. Помимо удовольствия от качественной музыки, как для зрителей и слушателей, так и для самих исполнителей, миссия проекта состоит ещё и в популяризации хорошего кино, считает музыкант Владимир Ткаченко. Вообще, если бы не он – его наличие в городе, проект бы не состоялся, говорит Уланова.

Терпение Ткаченко, кстати, поражает и радует не меньше, чем его музыкальное дарование. Пока одни в смутное время в Оперном отдают предпочтение интригам и выстраиванию «многоходовочек», Ткаченко стоически не отвлекается от творческого процесса. В чём, сорри за оффтоп, как говорится, его выгодное отличие от некоторых оркестрантов. Но мы о музыке, впрочем…


Любовь к саундтрекам у автора «Музыки кино» Наташи Улановой давняя. В конце 90-х, когда она вернулась из Москвы и стала делать авторскую программу «Город У» на местном телевидении, саундтрек в России только начал именоваться заморски. Одна из первых передач «Город У» была о саундтреках, вспоминает Уланова. Тогда они только стали появляться на аудиокассетах в местных магазинах музыки.

– У меня дома большая коллекция виниловых дисков – ещё мой отец этим увлекался. Помню, показывала пластинку с музыкой Андрея Петрова к фильму «Служебный роман» в кадре программы «Город У» со словами: «А это, между прочим, тоже саундтрек».

Её личный роман с саундтреком начался с тарантиновского «Криминального чтива». Потом были «Прирождённые убийцы», «Миссия невыполнима», «Ромео и Джульетта», «Хакеры»… Запоем слушала, говорит. К тому же, для выпусков программы постоянно нужны были интересные музыкальные фрагменты. И здесь журналисту на помощь приходил саундтрек.

Сегодня это вполне самостоятельное популярное современное музыкальное направление. Музыку к качественным кино или анимации исполняют лучшие мировые оркестры, говорит Владимир Ткаченко. Он за то, чтобы пробовать делать такие проекты в местном культурном пространстве. Только вот с партитурами в этом отношении сложно – найти непросто, стоят дорого у правообладателей.

В рамках первого концерта состоится российская премьера, рассказал музыкант. Пару лет назад он заказал и приобрёл партитуры музыкального сопровождения нескольких фильмов Федерико Феллини. К ним, в частности, имел отношение известный итальянский сценарист, поэт и писатель, художник Тонино Гуэрра. Ткаченко и ещё несколько музыкантов должны были сыграть эту музыку на юбилее Гуэрры в Санкт-Петербурге, где тот должен был отмечать своё 90-летие. Тогда не сложилось. Эксклюзивное исполнение этих тем состоится в Улан-Удэ. Тонино Гуэрра, к слову, скончался в марте этого года, на 93-м году жизни.

Музыка из 18 российских и зарубежных фильмов, более и менее известная, прозвучит в первой концертной программе проекта. Музыканты сыграют несколько тем японского композитора Шигеру Умебаяши из фильмов известного и многими любимого в Бурятии гонконгского режиссёра Вонга Кар-Вая, ставшую популярной музыку из «Амели» композитора-минималиста, мультиинструменталиста Яна Тьерсена, пронзительное «Либертанго» аргентинского музыканта и композитора Астора Пьяцоллы из «Урока танго», главные темы из «Титаника», «Списка Шиндлера», темы из «Завтрака у Тиффани» с неподражаемой Одри Хёпберн, темы из «Жестокого романса», «Иронии судьбы» и других фильмов. Помимо Владимира Ткаченко и оркестрантов Оперного театра, в концерте примут участие исполнительница Даша Баскакова, аккордеонист Роман Селиванов, Саян и Эржена Жамбаловы.

Первый концерт живописует реакцию улан-удэнского зрителя, однако Владимир Ткаченко уже связался с «Русским оркестром» в Москве – возможно, удастся раздобыть ноты к другим заметным явлениям мирового кинематографа. В следующих концертах мы можем услышать музыку из кино с участием великого Чарли Чаплина, сочинения композитора-минималиста Филипа Гласса, своей музыкой создавшего ни много ни мало атмосферу трилогии «Кацци» («жизнь» на языке индейцев хопи; неофициальное название трёх документальных картин) американского кинорежиссёра Годфри Реджио…

Второй проект, с рабочим названием «Симфония танго», в середине июня будет посвящён сочетанию народных инструментов с симфоническим оркестром. Наталья Уланова и Владимир Ткаченко немного рассказали о нём.

В первом отделении прозвучит музыка местных молодых композиторов. В первом же отделении команда «Хун Хатан», сформированная во время прошлого сезона музыкального фестиваля «Голос кочевников», будет экспериментировать с оркестрантами Оперного. Уже попробовали, говорит Владимир Ткаченко. Ему очень интересно соединить классическую музыкальную традицию с горловым пением, особенно женским. Альт, говорит альтист, самый близкий по звучанию инструмент к человеческому голосу. Музыканту любопытны смелые эксперименты по звукоизвлечению из любимого инструмента.

Во втором отделении «Симфонии танго» бандонеонист из Петербурга Александр Митенев сыграет с симфоническим оркестром аргентинское танго. Александр – лауреат нескольких международных конкурсов исполнителей на аккордеоне и бандонеоне, участник многих танго-проектов и фестивалей в России и за рубежом. Таких музыкантов, по словам Владимира Ткаченко, в России всего несколько. Считается, кстати, что благодаря именно бандонеону музыка аргентинского танго получила пронзительно-щемящее звучание, привлекающее к ней поклонников.

Автор: Ксения Лучкина, "Вечерний Улан-Удэ"