110 лет со дня рождения Народного артиста Бурятской АССР - Николая Маторина

21.05 2018

14 мая 2018 года исполнилось ровно 110 лет со дня рождения выдающегося деятеля музыкальной культуры Бурятии - Николая Ивановича Маторина.

Николай Иванович родился 14 мая 1908 года в Твери в семье рабочих Тверской фабрики купца Морозова. Музыкальное образование по классу скрипки получил в столичном музыкальном техникуме им. Гнесиных (1931) и Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского (1938).

Творческая деятельность Николая Маторина началась в Башкирии, куда он приехал сразу после окончания консерватории.

В начале 1940 года один из основоположников бурятской профессиональной музыки дирижер П.М. Берлинский пригласил Николая Ивановича в Улан-Удэ в симфонический оркестр Бурят-Монгольской филармонии и Бурят-Монгольского музыкально-драматического театра. Молодой музыкант сразу включился в работу по подготовке первой декады бурятского искусства в Москве. Он участвовал в первых постановках первых национальных произведений для музыкального театра — оперы «Энхэ-Булат-батор» М. Фролова и музыкальной драмы «Баир» П. Берлинского и Б. Ямпилова. По итогам декады Николай Иванович Маторин был награждён медалью «За трудовое отличие». 

С 1941 года на протяжении четверти века Николай Маторин был «правой рукой» дирижеров, первым скрипачом-концертмейстером оркестра — умело вел репетиции струнной группы, помогал дирижерам в достижении стройности и уравновешенности звучания оркестра, при его деятельном участии театр поставил более 50 классических и современных опер и балетов.
В Бурятской филармонии Николай Иванович не ограничивался игрой в симфоническом оркестре. Он руководил струнным квартетом, исполняя партию первой скрипки. Часто участвовал в концертах и как скрипач-солист, играл скрипичную классику — Баха, Моцарта, Паганини, Чайковского. Но особенным увлечением артиста была бурятская музыка. Он стал инициатором и первым исполнителем почти всех национальных скрипичных сочинений 1940-60 гг. — «Лирической баллады» и «Бурят-Монгольского танца» Г. Дадуева, «Поэмы» Б. Ямпилова, «Поэмы-рондо» Ж. Батуева, произведений для скрипки Д. Аюшеева и др. Музыкант перекладывал для скрипки бурятские народные мелодии. 

Николай Иванович Маторин обладал прекрасным даром лектора-пропагандиста. Начиная с 1941 года, почти двадцать лет он был штатным лектором филармонии. Тематика лекций-концертов была самая разнообразная — о мировой музыкальной классике, о бурятском песенном фольклоре и национальной музыке, о ведущих мастерах искусств республики. Все выступления струнного квартета проходили с комментариями Николая Маторина. Часто он предварял вступительным словом концерты симфонического оркестра. В 70-е годы музыкант дважды объехал с лекциями почти всю республику. В самых отдаленных местах вдохновенно рассказывал о любимом искусстве, проникновенно звучала его скрипка.

Четыре десятилетия Николай Иванович был одним из ведущих музыкальных критиков в республике. Среди нескольких сотен его публикаций — рецензии на спектакли Бурятского театра оперы и балета, творческие портреты композиторов, певцов, музыкантов. Ему же принадлежит один из первых больших трудов по истории бурятской музыки — статья, опубликованная в сборнике Музгиза (1957).

 

За большой вклад в развитие бурятской национальной музыкальной культуры Николай Иванович Маторин награжден медалью «За трудовое отличие» (1940), удостоен почетных званий «Заслуженный артист Бурят-Монгольской АССР» (1946), «Народный артист Бурятской АССР» (1963).

Умер 2 декабря 1979 года в Улан-Удэ.