«Большое видится на расстоянье…»

08.12 2016
Не смотря на финансовые сложности уходящий 2016 год выдался для Бурятской филармонии богатым на интересные проекты. Самые значительные из них были отмечены публикациями в федеральных СМИ. О том, каким эхом отзываются инициативы главной концертной площадки Бурятии в соседних регионах и по ту сторону Уральских гор, в нашем материале.

Ровно год назад, в декабре 2015-го газета «Известия» опубликовала статью о перспективах филармонической жизни в России. Поводом послужило утверждение Правительством РФ Концепции развития концертной деятельности в области академической музыки. Один из основных проблемных пунктов, озвученных в Концепции, состоит в том, что «в России слабо развиваются общественные потребности в музыкальном академическом исполнительстве. Значительная часть населения России не приобщена к классическому музыкальному наследию, а интерес широкой публики к нему несравненно ниже, чем в Европе». В связи с этим концертным организациям предлагается «заняться просветительским проектами — проводить открытые репетиции, встречи до и после концертов, организовывать клубы любителей музыки, а также заняться созданием виртуальных концертных залов для трансляции концертов». К слову, большинство из перечисленных форм работы со зрителем уже реализовывалось Бурятской филармонией на момент выхода публикации.
Комментарии федеральной газете давали директор Московского государственного академического симфонического оркестра (МГАСО) Всеволод Положенцев, глава общественного совета при Минкультуры пианист Денис Мацуев и худрук Бурятской филармонии Наталья Уланова. «Нам трудно конкурировать со многими культурными учреждениями Улан-Удэ, устраивающими концерты эстрадных артистов. Несмотря на это, мы стараемся, чтобы наш репертуар на 80% состоял из академической музыки,» — сказала тогда Н. Уланова.
На повестке дня в тот момент стоял VII Байкальский рождественский фестиваль — статусное для республики событие, на которое традиционно приглашаются звезды из мира академической музыки. Центральный концерт — выступление камерного оркестра «Солисты Нижнего Новгорода», ведущей солистки Пермского оперного театра Натальи Кирилловой и дирижера Максима Емельянычева — был рецензирован на сайте «Belcanto.ru», одном из главных российских ресурсов о классической музыке. Для бурятских СМИ прошел практически незамеченным приезд того самого Максима Емельянычева, который пробудил интерес редакции Belcanto.ru к Бурятской филармонии. Сегодня Емельянычев выступает на лучших площадках Европы: буквально месяц назад именно ему доверили руководить постановкой «Похищения из Сераля» с участием таких звезд как Ольга Перетятько и Павол Бреслик в Цюрихе вместо отказавшегося по состоянию здоровья Теодора Курентзиса. 
Следующее знаковое для музыкальной жизни Бурятии событие — концерт Объединенного молодежного оркестра Бурятии и Монголии под управлением Владимира Ткаченко — попало в новостную ленту радио «Орфей» и информационно-музыкального ресурса «ClassicalMusicNews» — одного из тех федеральных СМИ, которые публикуют музыкальные новости из Бурятии на регулярной основе.
«Музыкальный журнал» — еще одно издание, уделяющее большое внимание академической музыке в регионах. Среди публикаций на сайте журнала — рецензии на IV фестиваль камерной музыки «Pizzicato» и концерт «500 лет импровизации: рояль vs электроника», прошедший в Бурятской филармонии уже в нынешнем сезоне. Пианист Андрей Коробейников (который через пару недель после концерта в БГФ выступал в Золотом зале Венской филармонии с Большим симфоническим оркестром им. Чайковского под руководством Владимира Федосеева) отозвался в социальных сетях на вышедшую публикацию: «А вот и интереснейшая рецензия на наш уникальный проект со Станиславом Маковским и Петром Осколковым «500 лет импровизации: фортепиано против электроники!... + ударные», состоявшийся в Улан-Удэ в сентябре. На месте замечательных филармоний я бы последовал за примером худрука Бурятской государственной, давшей в духе Саввы Мамонтова площадку и зеленый свет новому, неизведанному и талантливому!».
Об уникальности подхода Бурятской филармонии к формированию репертуара рассказала калининградским журналистам и директор Московского ансамбля современной музыки (МАСМ) Виктория Коршунова: «Нам с коллегами кажется, что сама по себе близость к Европе не влияет на восприимчивость публики к современному искусству. Главное — это человеческий фактор. Вот находится энтузиаст или компания, не равнодушная к новому в сфере искусства, со свежим взглядом и опытом в организации мероприятий, — и жизнь в городе сразу преображается. Тут легко привести в пример Улан-Удэ, а ведь этот город очень далёк от Европы. И тем не менее, благодаря деятельности филармонии там звучит современная музыка наряду с классикой и джазом». Напомним, что уходящий год запомнился многим зрителям БГФ проектом «Видео рядом», который стал возможен благодаря участию Московского ансамбля современной музыки.
Еще один лестный для культуры Бурятии вывод сделал корреспондент газеты «Аргументы недели — Иркутск» Антон Кокин, посетивший минувшим летом фестиваль «Голос кочевников» — еще один масштабный проект Бурятской филармонии:  «При грамотном развитии «Голос кочевников» может вырасти в мощнейший международный бренд, способный привлекать в Бурятию тысячи людей из самых разных уголков мира, которые захотят сами проникнуться духом кочевых народов, окунуться в незнакомую культуру и послушать качественную музыку. Остается добавить, что в Иркутской области подобного фестиваля, к большому сожалению, нет, и, вообще-то, стоило бы поучиться у соседей создавать такие проекты, которые способны иметь мультипликативный эффект для развития региона».
 
Екатерина ГУДКОВА, специалист по связям с общественностью Бурятской филармонии.