Бурятская филармония отметит День музыки концертом скрипача-виртуоза

11.09 2014

Первого октября в Международный день музыки на сцене Бурятской филармонии при поддержке Благотворительного фонда Владимира Спивакова состоится концерт скрипача, композитора и блестящего импровизатора Александра Поволоцкого и его одарённого ученика Тишина Натана.

«Этот человек – сама Музыка. Она звучит в нём, находит продолжение в речи, дыхании, взмахе руки», - пишет критика о музыканте.

Александр Поволоцкий родился на Украине в семье музыканта и начал учиться игре на скрипке в 5 лет. Окончил Одесскую консерваторию и работал в оркестре и ансамбле скрипачей ГАБТ СССР под управлением Ю.Реентовича, а также в Государственном академическом симфоническом оркестре СССР под управлением Е.Светланова.

С 1990 года музыкант живёт в Израиле и работает в Израильском филармоническом оркестре под управлением Зубина Метты. За эти годы Поволоцкий написал много музыки для театра, радио и ТV, также печатается как автор коротких рассказов.

В 2001 году XII Международный конкурс скрипачей им. Г.Венявского, членом жюри которого являлся Александр Поволоцкий, открывался концертной увертюрой для симфонического оркестра, написанной им на оригинальные темы Г.Венявского.

 Александр Поволоцкий организовал из артистов Израильского филармонического оркестра коллективы: «Ансамбль скрипачей» и ансамбль солистов «Виртуозы Тель-Авива». Он много выступает с сольными концертами, с семейным трио скрипачей – сыном Юджином и дочерью Марианной, которая также играет в ИФО. Все эти ансамбли с огромным успехом многократно выступали в Израиле, США, Канаде, Латинской Америке и Европе. С их программами записаны пять СD.

В 2009 году композитор создал музыкальную моно-пьесу « Фантазия для скрипки и любви» по мотивам романа Ш. Алейхема «Стемпеню». Спектакль с большим успехом шёл в государственном израильском театре «Идишпиль»  и был показан на многих театральных фестивалях, включая «Театронетто» (Тель-Авив, 2011) и на Международном фестивале монодрамы «THESPIS»  (Германия, 2012). В 2013 году Поволоцкий закончил работу над сценарием и музыкой  мюзикла «В поисках счастья» по мотивам повести «Мальчик Мотл»  и других произведений Шолом –Алейхема.

С 2014 года Александр Поволоцкий активно сотрудничает с Международным благотворительным фондом В.Спивакова. В рамках этого сотрудничества 1 октября, в Международный день музыки, он вместе со своим учеником, одарённым 15-летним скрипачом Тишином Натаном, даст концерт на сцене Бурятской государственной филармонии. На концерте, который пройдёт при поддержке БайкалБанка, будут исполнены произведения Бетховена, Сен-Санса, Паганини, Чайковского, а также несколько произведений сочинения Александра Поволоцкого.

Тишин Натан родился в 1999 году в семье скрипачей. В 4,5 года начал учиться на скрипке в классе профессора Ирины Львовны Этигон у которой учится уже 11 лет. В 5 лет состоялся его первый  концерт. В 6 лет получил приз зрительских симпатий на конкурсе молодых исполнителей Израиля. Стипендиант фонда Керен Шарет (Америка – Израиль). Лауреат I премии всеизраильского конкурса «Маэстро». Неоднократный участник международного камерного фестиваля в Брюсселе. Играл сольный концерт в Берлине. Постоянно выступает в Израиле с разными оркестрами, в том числе с оркестром Израильской филармонии под руководством Зубина Меты. Также имеет  много записей на радио и телевидении Израиля. В июне 2014 года Тишин принимал участие в ХI Международном фестивале «Москва встречает друзей», приуроченный к 20-летию Благотворительного фонда Владимира Спивакова.

И немного слов от первого лица – Александр Поволоцкий о самом загадочном музыкальном инструменте в одном из интервью:

- Скрипка – самый загадочный музыкальный инструмент. В самом деле, кто из её собратьев может похвастаться такой родословной? Корни скрипичного генеалогического древа теряются в прошлых веках, а ветви его дотянулись до нашего времени. Самые известные скрипачи и сегодня играют на инструментах Амати, Страдивари, Гварнери, Лондольфи, и эти скрипки до сих пор считаются непревзойденными. 
По форме скрипка напоминает человека: голова, шея, туловище. А вот где у нее душа? Та самая, которую мастер вложил в неё много веков назад и которая до сих тревожит наши души, едва мы заслышим дивный голос скрипки. Может быть, она заключена в маленькой палочке, соединяющей верхнюю и нижнюю деки и фокусирующей колебания звука? Не оттого ли, кстати, ее прозвали «душкой»? Сдвинь эту палочку на долю микрона, и скрипка начинает сипеть, хрипеть и терять свой «человеческий» голос. Кстати, «больные» (отреставрированные после поломки) скрипки чувствуют погоду, как старики, — по радио еще не сообщили о том, что надвигается дождь, а они уже начинают посипывать. Душу скрипки пытаются найти и поныне, создавая совершенные копии старинных, подбирая те же самые сорта дерева, с идентичным срезом. Призывая на помощь спектральный анализ, всю современную физику и химию, раскрывают формулы лака, рассчитывают на компьютере все пропорции до микрона, определяют идеальное место установки «душки». И вот скрипка готова, и внешне её не отличить от оригинала, но — почему-то не звучит. То есть, конечно, звучит, но не так, не так... Всё в мире движется вперёд — вон арфа, например, гораздо древнее скрипки, но её и то до сих пор усовершенствуют. А скрипка словно решила навсегда остаться в прошлых веках. Ушли старые мастера, и вот уже третье столетие нет им равных.