И В ЭТОМ ЖИЗНИ СУТЬ

14.07 2015

Фестиваль «Голос кочевников» ежегодно преподносит публике настоящие сюрпризы. Кроме того, что каждый год к нам на главное событие музыкального лета приезжают знаменитые музыканты из разных стран, мы сами становимся частью большого мира музыки и демонстрируем, на что способны наши лучшие творческие силы. В этот раз в рамках VII международного фестиваля был представлен проект «Рeинкарнация».

Открывая четвертый день фестиваля, художественный руководитель Бурятской филармонии Наталья Уланова поделилась: «Этот проект для нас самый ответственный и сложный. Он сделан здесь, в Улан-Удэ, с помощью разных художников, музыкантов, которых объединила бурятская музыка. Проект экспериментальный, хоть и нельзя сказать, что это новое слово в музыке, но это шаг вперед. Наша цель в том, чтобы бурятская музыка была актуальна. И не только в Бурятии, но и в России, и в мировом пространстве».

Проект осуществлен на средства гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства. Он объединил композиторов, музыкантов и вокалистов из разных стран с целью привлечь внимание мировой общественности к музыкальному искусству Бурятии, как народному, так и профессиональному. Работа над проектом «Реинкарнация» началась в октябре прошлого года. При отборе музыкального материала шесть песен выбрала для работы композитор и аранжировщик Нар-Ойу Наранбаатар и ее отец знаменитый монгольский композитор Бадамгарав Наранбаатар. Две композиции на песню Анатолия Андреева «Эжымни» и «Ехор» – были представлены в интерпретации дуэта «Two Siberians» из Москвы.

Оказывается, бурятская музыка сегодня может быть интересной музыкантам не только из монгольского мира – значит, в современной обработке она может шествовать и звучать по всему миру. Музыка интернациональна, язык ее понятен всем. Это также доказала российско-французская группа UULZALGA, в составе которой – гитарист Кристиан Бойе и Филипп Балатьер и наш известный музыкант, актер Виктор Жалсанов. Человек-оркестр Виктор Жалсанов, исполняющий горловое пение, играющий на традиционных народных инструментах – аман-хууре, морин-хууре, сууха-хууре, сууре, вдохновляет французских музыкантов, и их общий музыкальный язык нам близок, заставляет приближать прошлое к дню сегодняшнему, вынимать из самых глубин наших душ неведомые доселе эмоции, трепетное волнение и восторг. Украшением выступления стала шэнэхэнская певица Долгормаа.

Совсем другую музыку показали два молодых музыканта под творческими псевдонимами Sumeo и Htrspltn. Они открыли концерт электронной музыкой, в основе которой также лежали бурятские аутентичные песни. Примечательно, что эти музыканты совместно с художников Jargal Sid специально для проекта «Реинкарнация» создали саунд-инсталляцию – экспериментальное произведение современного искусства, объединяющее творчество художников и музыкантов.  

Еще более привлекательной, чем ранее предстала иркутская группа «Шоно», которая стала открытием прошлогоднего «Голоса кочевников» - в них, кажется, больше стало драйва, уверенности. Костяк «Шоно» сформировался когда ещё руководитель группы Александр Архинчеев работал в Улан-Удэ в Бурятской государственной филармонии. Исполненные молодой талантливой группой национальные песни в аранжировке Нар-Оюу Наранбаатар, наверняка, запомнятся надолго и будет востребованы современными слушателями именно в этом виде.

А самым смелым современным музыкантом-экспериментатором в проекте «Реинкарнация» можно назвать композитора Виктора Усовича. На суд зрителей и слушателей была представлена 20-минутная электронная симфония «Реинкарнация». Это посвящение трем великим композиторам Бурятии в честь юбилея Союза композиторов Бурятии  по-настоящему стало «перерождением» их замечательных мелодий.

 - Если говорить о бурятской профессиональной музыке, то в ней есть три святых имени – это Бау Базарович Ямпилов, Жигжит Абидуевич Батуев и Дандар Дампилович Аюшеев. Это люди, которые 75 лет назад создали бурятскую профессиональную композиторскую школу, - сказал перед выступлением Виктор Усович. - Мы постарались возродить дух этих великих композиторов, и представить, что они среди нас. Звучание, конечно, необычное и для моего творчества, и для творчества всех бурятских композиторов.

Он просил не судить слишком строго. Но такое перевоплощение и воскрешение музыки основоположников бурятской музыки Дандара Аюшеева, Жигжита Батуева, Бау Ямпилова с музыкальными цитатами из их знаковых произведений, кажется, понравилось всем, легло на душу драгоценными звуками, способными пробудить память о былом, увести в неведомые фантазии. Вместе с маэстро, который сел за рояль, на народных инструментах играли музыканты театра «Байкал»  Баттулга Галмандах и Евгений Селезнев.

Мне чудилось, что маленькой девочкой я в утренней дремоте слышу звон капель прошедшего дождя, которые падают с высоты тооно моей юрты в открытый котел с чаем и потому так явственно освежают аромат густого зеленого чая, который распространяется по всему жилищу. Слышу фырканье коня и убаюкивающий звук его уздечки. Ветер рождает свою музыку, то застревая между высоких трав, то вырывается на простор. Сколько звуков в степи – слушать и не переслушать. Но в эту музыку вторгались и другие ноты минувшего века с его порой пафосным и трагическим звучанием.

Стоит отметить, что исполнение электронной симфонии сопровождалось шикарным видео-артом – специально для этого на фестиваль был приглашен медиа-художник из Москвы Алексей Зачесов. Уровень премьерного представления, на мой непрофессиональный взгляд, был достойным.

Доселе к нам приезжали музыканты, которые заставляли полюбить свой уникальный стиль, звучание своих древних инструментов. На «Голосе кочевников» в этот раз наши музыканты взяли высокую планку, сорвали долгожданные драгоценные аплодисменты благодарных зрителей. Теперь голос и звуки нашего фестиваля дают шанс миру лучше узнать неповторимое искусство народов нашего региона.

Серафима Очирова