Миры и мирки камерной музыки

05.04 2016
4 апреля в Бурятской филармонии стартовал фестиваль камерной музыки «Pizzicato». Уже во второй раз за недолгую историю фестиваля его открывали участники программы Министерства культуры России «Звезды XXI века» молодые музыканты Филипп Копачевский и Александр Рамм.

Лауреаты международных конкурсов, чья карьера стремительно развивается буквально на наших глазах, представили в Улан-Удэ программу из сочинений Прокофьева и европейских романтиков. Первое  отделение, посвященное творчеству композитора-юбиляра, началось с пьес для фортепиано «Ромео и Джульетта». 
Всем, кому знаком балет Прокофьева и деликатная манера игры Филиппа Копачевского, несомненно, было интересно, с каким произношением зазвучит шумный, карнавальный, уличный язык Сергея Сергеевича «в устах» такого тонкого интерпретатора Шопена и Шуберта как Копачевский. «Уличные» сцены получились вполне средиземноморскими по своей колористике и напору. Вихреобразные потоки звука при этом строго контролировались. Вообще контроль и чувство меры — те качества Филиппа Копачевского, которые позволяют оценивать его как зрелого сформировавшегося исполнителя.
Прозвучавшие во втором отделении концерта «Детские сцены» Шумана и три вальса Шопена вернули зрителя к заявленному формату фестиваля — подлинной камерности. Филипп Копачевский обладает исключительной способностью — способностью расширять или сужать пространство вокруг. Если в первом отделении он вывел зрителя на простор, то, обратившись к композиторам-романтикам, создал для каждого слушателя уютный уголок, в котором так легко и приятно думать о своем или нежиться в ласковых звуках, вовсе ни о чем не думая. Ноты плывут, неспешно кружа, зависая на долю секунды и вдруг соскользывая в умиротворенную тишину. Это впечатление усиливают движения рук: зависающие над клавиатурой кисти словно опускаются в клубы тумана, имея дело с чем-то не плотнее воздушного потока.   
Виолончелист Александр Рамм — музыкант иного склада. Кажется, что его высказывание в музыке — о роли личности в истории. Харизма исполнителя, его взаимоотношения с материалом неизменно выходят на первый план. При этом богатство извлекаемых из инструмента красок впечатляет. В сонате до-мажор Прокофьева виолончель Александра Рамма говорит голосом человека матёрого, сурового, даже мрачного, в то время как в сонате ля-минор Грига вдруг превращается едва ли не в скрипку: щемящее, почти девичье звучание! Недаром те же темы Григ позднее использует в своих вокальных произведениях. В «Девушке с гор» («Haugtussa») — одном из вокальных циклов, который моментально всплывает в памяти во время концерта, — повествование как раз ведется от лица юной крестьянки. Этот женственный округлый и теплый звук, музыкальный образ, отличающийся простотой и чистотой, в сочетании с львиной статью самого Александра Рамма, его театральной экспрессией, как ни странно, нисколько не удивляет. Ничто не заставляет верить больше, чем абсолютная честность исполнителя. А Рамм честен, и это трогает даже больше, чем его великолепная техника, чувство формы и оригинальность находок.
Отрадно, что в нынешнем сезоне фестиваль начал движение с такой во всех смыслах высокой, чистой и честной ноты. Впереди нас ждет еще много интересного — от вершин академизма и современной музыки до шедевров Средневековья.
Екатерина Гудкова.