Победители Международного конкурса им. Брамса дадут концерт в Бурятской филармонии!

09.04 2019

С 4 апреля в Бурятской филармонии проходит фестиваль камерной музыки «PIZZICATO». 11 апреля фестиваль продолжится концертом «Вокруг Брамса», в котором выступят петербургские музыканты, лауреаты международных конкурсов Алексей Жилин (виолончель) и Андрей Бараненко (фортепиано).

Алексей Жилин — один из самых ярких и талантливых виолончелистов своего поколения, успешно совмещающий сольную карьеру с камерным исполнительством. Он победил во множестве международных конкурсов, в том числе, в главных виолончельных состязаниях мира. В 2017 музыкант стал единственным представителем российской виолончельной школы, прошедшим в полуфинал первого в истории международного виолончельного конкурса им. Королевы Елизаветы в Брюсселе, а в 2018 стал победителем Международного конкурса им. И. Брамса (Австрия) сразу в двух номинациях «Виолончель» и «Камерный ансамбль» (в составе дуэта Duo Maestro вместе с Андреем Бараненко) — такого не случалось за всю 25-летнюю историю конкурса.

Алексей Жилин активно выступает в России и за рубежом, плодотворно сотрудничает со знаменитыми дирижерами и симфоническими оркестрами, гастролирует с сольными и камерными программами.

И вот в преддверии концерта 11 апреля, в рамках которого прозвучат известные произведения Бетховена, Шуберта, Чайковского, Брамса, Ростроповича, Пьяццоллы, мы решили поговорить с Алексеем о тонкостях программы и о том, как абсолютный победитель международного конкурса Брамса справляется с критикой.

— Программа концерта состоит из сочинений авторов разных эпох и стилей, но все равно у него есть программное название — «Вокруг Брамса». Расскажите, по какому принципу вы подбирали произведения? Какими нитями Вы связываете их между собой?

Составление программы концерта — особое искусство, которому не учат в консерватории, и только практика концертной жизни позволяет узнать о всех нюансах, которые необходимо учитывать. У каждого концерта, как и у отдельного произведения, есть своя драматургия, логика музыкального развития. Обязательно есть кульминация — центральное сочинение программы. В этом концерте — это фа-мажорная соната Брамса. Великая музыка, необычайно глубокое и эмоциональное романтическое произведение. Вокруг него мы с моим коллегой пианистом Андреем Бараненко выстраивали всю остальную программу. Нам было довольно легко, поскольку нам помог опыт конкурса Брамса в Австрии: за три тура мы опробовали почти все варианты, а для концертов в этом сезоне выбрали самый удачный. В нем признанные шедевры дополняют друг друга, раскрывая разные грани музыкального  романтизма.

— Соната «Арпеджионе» Шуберта, Pezzo Capriccioso Чайковского, «Юмореска» Ростроповича представляют собой виртуозные сочинения для виолончели. Сочетание таких произведений в одном концерте — это вызов исполнителю или просто признак мастерства?

Это прежде всего великолепная музыка! И моя задача как музыканта — сделать так, чтобы публика услышала красоту и глубину исполняемых сочинений, может быть, даже не заметив их виртуозность. На самом деле, сыграть на первый взгляд несложную лирическую пьесу так, чтобы она проникла в сердце каждого сидящего в зале — не менее виртуозная задача, чем головокружительные сложнейшие пассажи.

— География Ваших выступлений поражает: сольно и вместе с Квартетом имени Давида Ойстраха только в прошлом году Вы сыграли на концертных площадках в более десяти странах от Японии до Португалии. А Ваш 2019 начался с концерта в Парижской филармонии. При этом в нашей филармонии Вы играете уже не первый раз. Что приводит Вас в российскую глубинку? 

Я российский музыкант и для меня важно играть в России. Страна у нас большая, и я считаю своей миссией как музыканта выступать во всех городах, куда меня приглашают. Публика везде достойна слушать хорошую музыку.

— В прошлом году вы стали абсолютным победителем Международного конкурса имени Брамса. Расскажите, как проходил конкурс, какие были сложности? Изменилась ли творческая деятельность после победы?

Этот конкурс отличается от всех остальных открытой системой судейства: баллы за выступление жюри выставляет публично и сразу после игры. Это и волнительно, и азартно, подстегивает здоровую конкуренцию. Основная сложность была в том, что мы с моим партнёром пианистом Андреем Бараненко выступали и в сольных номинациях, и в ансамблевой. То есть до самого финала приходилось выступать каждый день, а Андрею даже дважды за день. Это очень тяжело и физически, и эмоционально, так как каждый тур предполагал развернутые сложные программы. Но мы справились…

После победы концертов прибавилось, а также чаще стали приглашать на телевидение, в СМИ.

— Что Вас вдохновляет? Есть ли у Вас кумиры в музыкальном мире?

Вы знаете, есть. Если говорить о виолончелистах, то это Миша Майский. Элисо Вирсаладзе, Теодор Курентзис: каждое совместное выступление с ними — это одновременно и источник вдохновения. Ещё я бы назвал Иври Гитлиса, ему сейчас 95, к сожалению, мне не довелось услышать его вживую, но даже личное знакомство дало большой заряд  вдохновения.

— О критике. Сталкивались ли Вы с ней? Как на нее реагируете?

Критика — это стимул к дальнейшему совершенствованию, поэтому я отношусь позитивно.

— Какие у Вас музыкальные планы?

После сибирского тура концерты в Саратове, Мурманске, Москве, Перми. Впервые с Квартетом имени Давида Ойстраха будем играть в зале Пьера Булеза в Берлине. Летом нужно успеть записать два диска, сольный с сонатами Брамса и в Брюсселе струнные секстеты, а также несколько фестивалей в Европе…  А дальше уже и новый сезон, новые концерты.

— И в завершение, Алексей, какой совет Вы бы дали слушателям, которые собираются на Ваш концерт?

Тем слушателям, которые собираются на концерт, я бы ничего не стал советовать... А вот тем, кто ещё не решился, очень советую прийти в этот вечер в филармонию и разделить с нами удовольствие от прекрасной музыки!

Приглашаем на концерт в Бурятскую филармонию!

Билеты онлайн: https://ulan-ude.kassy.ru/event/2-3186/

Билеты по тел.: 213-224, 210-555