Скрипка, альт и одно на двоих дыхание: на сцене филармонии встретились музыканты экстра-класса

14.10 2016

«Концерт для скрипки и альта», представленный 13 октября в Бурятской филармонии Карэном Шахгалдяном и Владимиром Ткаченко, стал очередным подтверждением тому, что дуэт или соло может быть более захватывающим, чем игра целого оркестра, если в «малом» составе выступают большие музыканты.

Первое отделение гость из Москвы именитый скрипач, лауреат международного конкурса им. Пабло де Сарасате Карэн Шахгалдян провел сольно. Звучали соль-минорная соната и ре-минорная партита Баха. Исполнитель не только продемонстрировал абсолютную техническую свободу и индивидуальный, в целом не типичный для скрипки мужественный, сдержанный звук, но и справился с главной задачей, которую ставил перед собой, — исполнить Баха как некий универсум, в котором заключено всё, что только может предложить музыка.
 
Это и почти джазовая импровизационность, и теряющееся временами ощущение тональности (закрепившееся как художественный метод лишь в XX веке), и выраженные колебания темпа и динамики, создающие развитие в современном нам понимании. На фоне главенствующего во времена Баха барокко с его нанесенной равномерным слоем динамикой и чуждым современному человеку чувством времени, с эмоциональной выразительностью, достигнутой «накрученными» сверх всякой меры виртуозными пассажами, лаконичность, искренность и прямота Баха потрясают даже сильнее, чем в сравнении с музыкой более поздних композиторов.

Но вот исполнитель идет дальше по временной шкале. И звучит уже дуэт для скрипки и альта Моцарта, где партнером Карэна Шахгалдяна становится солист Бурятской филармонии Владимир Ткаченко. То, что творческое сотрудничество обернулось огромной удачей, стало понятно с первых нот. Будучи по природе своей солистами, оба музыканта прошли большую ансамблевую школу. За плечами Карэна Шахгалдяна многолетняя работа с Владимиром Спиваковым в оркестре «Виртуозы Москвы», в багаже Владимира Ткаченко работа в одном из главных камерных коллективов Украины «Солисты Киева».
 
Одинаковое понимание исполняемого материала, максимальное приближение друг к другу инструментальных тембров и давно сформированный навык одного на двоих «дыхания» сделали второе отделение «Концерта для скрипки и альта» музыкальным событием. Вероятно, впервые в Бурятии звучали Три мадригала для скрипки и альта чешского композитора Богуслава Мартину. В неоклассицистическом сочинении Ткаченко и Шахгалдян подчеркнули его принадлежность двадцатому веку: если диссонансы, то выставленные напоказ, но при этом тембрально совершенные; если плотная фактура, то нарочито «перенасыщенная», но в то же время, сложенная из кристально ясных, четких созвучий.

Переложение для скрипки и альта знаменитой Пассакалии Генделя вызвало в зале шквал восторгов. Сыграла свою роль не только известность произведения, но и азарт, вложенный в исполнение. Неподдельный, горящий ярким пламенем темперамент при внешне строгом академичном звуке — еще одна черта, объединяющая московского скрипача и альтиста из Улан-Удэ. Как известно, люди бывают двух душевных конституций — музыканты и немузыканты, причем с профессией это деление не всегда совпадает. Тем радостнее видеть на сцене не просто профессионалов и собратьев по струнному цеху, а людей одной, музыкантской, крови.
 
Екатерина ГУДКОВА.
 
Фото Натальи УЛАНОВОЙ.