В главной роли – гитара!

23.10 2015

22 октября в Бурятской государственной филармонии состоялся сольный концерт гитариста Сергея Меритукова. Вместе с ведущей Анной Португаловой музыкант провел слушателей через три века –– от Иоганна Себастьяна Баха и Фернандо Сора до Роланда Диенса и Никиты Кошкина.

На концертах классической гитары всегда особая атмосфера: здесь не сметает ударной волной мощь симфонического оркестра, не водит смычком по обнаженным нервам скрипка, не пригвождает к месту роскошное богатство человеческого голоса. Звучащая соло гитара — хрупкая, почти иллюзорная материя, которую трудно удержать, не разрушить случайным движением или посторонним звуком. Но каждый раз удивляешься, насколько по-разному может звучать этот инструмент в руках мастера.

В фуге Баха голос струнной солистки по-барочному прямой (очередное чудо музыки: как может вибрирующая струна звучать «прямо»?!). Кажется, что это и не гитара вовсе, а лютня. Сдержанно, куртуазно, чинно и отстраненно плетет она кружева вечного баховского движения. На смену лютне приходит человеческий голос эпохи бельканто. Созданное Фернандо Сором в 20-е годы XIX века гитарное переложение фрагментов из «Волшебной флейты» Моцарта –– это уже не Моцарт, это бельканто во всей его россиниевской пышности и иносказательности. Такая музыка –– удел виртуозов, здесь блестящее преодоление бесконечных технических сложностей и есть главное средство художественной выразительности. Про такую музыку говорят: «Либо с блеском, либо никак!». Сергей Меритуков играет с блеском.

Но вот уже над нами уходящие стрелой в небо своды готического собора. Сюита «Собор» парагвайского композитора Агустина Барриоса превращает гитару то в орган, то в церковные колокола, то в многоголосный хор. Прелюдии бразильца Эйтора Вилла-Лобоса импрессионистически выразительны: каждая словно живописное полотно, запечатлевшее мгновение из жизни обычных людей. Хотя герои Вилла-Лобоса все-таки не совсем обычные. Бродяги из трущоб, отважные индейцы так и просятся на страницы приключенческого романа… И вдруг посреди этого кипящего мира волшебный звук хрустальных молоточков. Звук, который ни с чем не перепутаешь, услышав хоть раз. Гитара стала челестой!

Были в этом концерте и перехватывающие дыхание танго современных композиторов Максимо Диего Пухоля и Роланда Диенса, и джазовые гармонии, щедро рассыпанные нашим соотечественником композитором Никитой Кошкиным. Исполнение «Элегии» — собственного произведения — Сергей Меритуков посвятил улан-удэнским зрителям.

Разговор о городе и людях продолжился за кулисами.

— Мы в Улан-Удэ впервые, –– делятся впечатлениями Анна Португалова и Сергей Меритуков. — Просто поражены вашим городом, с таким удовольствием погуляли! Это вообще первая наша поездка по Сибири. До Улан-Удэ побывали с концертами в четырех городах: Барнауле, Новосибирске, Кемерово и Красноярске. Следующей будет Чита. Принимают нас потрясающе. Публика ошеломительная: слушает затаив дыхание, воспринимает каждую ноту.

–– А как в целом обстоит ситуация с классической гитарой в России? И претендуем ли мы на какие-то заметные позиции в мире?

— Гитара вообще в принципе не занимает в мире лидирующие позиции, — признается Сергей Меритуков. — Но занимает устойчивое положение в Европе. А в последнее десятилетие резко пошла в рост у нас. Стали появляться гитаристы мирового класса, которые занимают первые места на престижнейших мировых конкурсах. Потому что школа, которая была заложена в основном, как я считаю, семьей Фраучи (Камилл Артурович Фраучи –– выдающийся музыкант и педагог, его сын Александр Камиллович Фраучи — один из известнейших классических гитаристов, так же преподавал), сейчас дает свои плоды. Их ученики сами стали преподавать. В результате очень вырос класс гитары и в качественном, и в количественном отношении. Причем география распространения охватывает не только Москву и Петербург. Ровшан Мамедкулиев –– победитель престижнейшего мирового конкурса классических гитаристов GFA, который проводится в Америке, –– из Нижнего Новгорода. В Новосибирске издавна очень хорошая гитарная школа.

–– Считается, что в опере главенствуют итальянцы. И они по сей день убеждены, что лучше них итальянскую оперу никто не поет. Гитарная музыка преимущественно латинская. Нет ли здесь негласной дискриминации по национальному признаку?

— Нас в Европе не ждут, откровенно говоря. Но поскольку дают первые места, значит деваться некуда. Признание все равно приходит, значит оно действительно заслуженное. В России сейчас есть не только хорошие гитаристы. Немало композиторов пишут для гитары. Игорь Рехин, Никита Кошкин, Виктор Козлов, Сергей Руднев. Это я называю тех, кто известен в мире, а не только у нас в стране.    

— Программу, которую мы привезли в Улан-Удэ, мы уже показывали в Москве, в Италии, Австрии, — рассказывает Анна Португалова, ведущая концерта. — Я стараюсь не просто объявлять произведения, а подбирать интересные факты, занимательные истории о музыкантах и самих произведениях. Программа построена так, чтобы показать полный спектр музыки для классической гитары, перемещаясь во времени и пространстве.

–– Анна, вы ведь известны широкой публике в первую очередь как руководитель благотворительного фонда «Даунсайд Ап». Расскажите об этой стороне вашей жизни.

–– Везде, где мы сейчас побывали, я встречалась с родителями детей с синдромом Дауна. Везде, кроме Улан-Удэ. Здесь, к сожалению, у нас пока нет никаких контактов. Вообще же наш фонд — это центральное место, куда съезжаются родители со всей России. Мы консультируем, обучаем родителей и профессионалов, проводим благотворительные мероприятия, в том числе спортивные. Если делаем концерты, то стараемся приглашать звезд. У нас 5200 семей со всей страны получают помощь.

Сергей Меритуков со студентами колледжа искусств им. П.И. Чайковского после концерта.