Живая музыка

19.12 2016

В рамках совместного проекта Колледжа искусств им. П.И. Чайковского и Бурятской государственной филармонии «Начинающий теоретик» публикуем материал студентки отделения «Теория музыки» Анастасии Бубеевой.

 

В век современных технологий посмотреть хороший фильм, послушать музыку в исполнении музыкантов с мировым именем можно, не выходя из дома. Интернет, спутниковое телевидение, большие и не очень большие плазменные экраны в домах и квартирах круглосуточно информируют о культурных событиях страны и мира, помогая создать иллюзию нашего присутствия в выставочных, концертных и оперных залах. Воспитанные в духе почти абсолютного доверия к возможностям домашних технических устройств, мы часто забываем, что иллюзия и реальность не подменяют друг друга. Интернет, конечно, блестяще справляется с задачей информирования, но вот решить задачу, как говорят специалисты, эстетического вчувствования ему не по силам. Исполнению этой задачи посвящают свою деятельность специальные выставочные и концертные организации.

Бурятская государственная филармония в ноябре текущего концертного сезона предоставила сцену одному из известнейших профессиональных ансамблей – струнному квартету им. Д. Ойстраха. Музыканты прилетели в Улан-Удэ в третий раз в рамках проекта «Всероссийские филармонические сезоны», который осуществляется в нашей стране с 2003 года по инициативе Министерства культуры РФ и Московской государственной академической филармонии. Сотрудничая с организаторами проекта, участники квартета – Андрей Баранов (I скрипка), Родион Петров (II скрипка), Федор Белугин (альт) и Алексей Жилин (виолончель) – идеально вписались в целевой контекст большого отечественного мероприятия.

Каждый из них – сольный концертный исполнитель мирового класса с внушительным списком побед на престижнейших конкурсных площадках Европы, среди которых Конкурс им. королевы Елизаветы (Бельгия), Международный конкурс скрипачей им. Родольфо Липицера (Италия), Конкурс молодых скрипачей им. Никколо Паганини (Италия), Международный конкурс «Классическое наследие» (Россия), Международный конкурс им. Иоганнеса Брамса (Австрия).

Каждый из них играет на драгоценных музыкальных инструментах с удивительным звуком и собственной творческой биографией; в руках примариуса квартета Андрея Баранова – скрипка одного из лучших английских мастеров начала ХХ века Уильяма Хилла, на которой играл Давид Ойстрах.

Каждый из них не чужд преподавательской, просветительской и иной творческой деятельности, что подтверждает их профессионализм и заставляет следить за каждым движением смычка, абсолютно доверяя каждому произнесенному звуку.

Наконец, еще один удивительный факт – участники квартета им. Д. Ойстраха являются представителями двух разных исполнительских школ России, школ Петербурга и Москвы. Такой «лирический союз» сам по себе является «произведением искусства», взаимной тончайшей настройкой двух, в целом, конкурирующих отечественных традиций камерного исполнительства. И многое объясняют в репертуаре квартета, в котором всегда есть квартетные опусы П.И. Чайковского и Д.Д. Шостаковича.

Звучали произведения великих отечественных композиторов и филармоническим вечером 7 ноября. На этот раз в программе камерного концерта были Первый струнный квартет П.И. Чайковского с его знаменитым Andante cantabile (II часть) и Восьмой струнный квартет Д.Д. Шостаковича – сочинения, вошедшие, как говорят сегодня, в топ-10 лучших квартетов всех времен и народов.

Очень разные по времени создания, по замыслу, по пафосу, эти квартеты заставили музыкантов жить и звучать в диаметрально противоположных эмоциональных состояниях. У музыки П.И. Чайковского, написанной в 1871 году, – светлый, немного пейзажный, почвенно-мелодический образ, обязанный своим происхождением, в том числе, народно-песенному материалу. От музыкантов он потребовал теплого, длящегося, мягко вибрирующего звука и идеального ансамбля в общем гармоническом «хоре голосов».

Квартет Д.Д. Шостаковича, созданный в 1960 году, официально посвящен миллионам жертв фашизма и войны, но современное музыкальное сообщество воспринимает его как автобиографический опус. В музыкальном материале большого пятичастного цикла тема-монограмма композитора «DSCH» (ре – ми бемоль – до – си) звучит в окружении многочисленных автоцитат (более 20), а смысл этого самоцитирования проясняет мелодия известной революционной песни «Замучен тяжелой неволей». В музыке квартета нет никакого намека на лирического героя, в нем все предельно честно и горестно как по отношению к самому себе, так и по отношению к публике. И исполнение было в полнейшей мере соответствующим: инструменты в руках солистов квартета им. Д. Ойстраха то замирали в какой-то безвоздушной пустоте, то звучали жестко, экспрессивно-демонически, то переговаривались язвительно и горько.

 Квартеты П.И. Чайковского и Д.Д. Шостаковича, которые признаются не столько камерными, сколько симфоническими произведениями «для 4 солистов», самодостаточны и могли бы составить программу всего филармонического вечера. Но публика Улан-Удэ, устроившая вечером 7 ноября аншлаг, имела возможность услышать и другие сочинения камерной музыки. Квартет им. Д. Ойстраха начал концерт изящным одночастным Двенадцатым квартетом австрийского композитора Ф. Шуберта, а в заключение исполнил два Каприса Н. Паганини в переложении альтиста Ф. Белугина.

Конечно, для музыкантов и любителей музыки Улан-Удэ вечер камерной музыки в Бурятской государственной филармонии стал событием. Впечатления от него живы и месяц спустя...